ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2004
года г. Москва
Президиум Верховного Суда
Российской Федерации в составе: Председателя - Лебедева В.М.,
членов Президиума - Верина
В.П., Жуйкова В.М., Смакова P.M.,
Каримова М.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Меркушова А.Е.,
рассмотрел в порядке надзора
гражданское дело по заявлению прокурора Республики Дагестан о признании
противоречащими федеральному законодательству ст. ст. 4 ч. 2, 10 ч. 1, 11 ч. 1
Закона Республики Дагестан «О мировых судьях в Республике Дагестан» от
12.01.2000 г. № 3.
Заслушав доклад судьи
Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., объяснения заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации Савченко Н.И., Президиум Верховного
Суда Российской Федерации
установил:
прокурор Республики Дагестан
обратился в суд с заявлением о признании ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 11
Закона Республики Дагестан от 12 января 2000г. «О мировых судьях в Республике
Дагестан» противоречащими федеральному законодательству. В обоснование
заявленного требования прокурор сослался на то, что возложение на Управление
Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Дагестан
функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей в Республике
Дагестан (ч. 1 ст. 11), а также по установлению структуры и штатного расписания
аппарата мирового судьи (ч. 1 ст. 10) противоречит Федеральным законам «О
Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и «О мировых
судьях в Российской Федерации».
Кроме того, в ч. 2 ст. 4
оспариваемого Закона Республики Дагестан, в отличие от соответствующей нормы
Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» не содержится
указание на то, что общее число мировых судей и количество судебных участков
субъекта Российской Федерации могут определяться федеральным законом и по
инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с
соответствующим субъектом Российской Федерации.
Решением Верховного суда
Республики Дагестан от 12 августа 2002г. заявление прокурора оставлено без
удовлетворения.
Определением Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября
2002г. решение оставлено без изменения.
В представлении заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации поставлен вопрос об отмене судебных
постановлений в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащими
федеральному законодательству ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 11 Закона Республики
Дагестан «О мировых судьях в Республике Дагестан» от 12 января 2000г. № 3 и
направлении дела в указанной части на новое рассмотрение.
Определением от 21 января
2004г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, а определением от
9 марта 2004г. - направлено для рассмотрения по существу в Президиум Верховного
Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы представления, Президиум не находит оснований для его
удовлетворения.
Подпунктом «б» п. 1 ст. 5
Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации наделен полномочиями осуществлять
законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской
Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом «О
мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 г. № 188-ФЗ на органы
государственной власти субъекта Российской Федерации возложено устанавливать
законом субъекта структуру и штатное расписание аппарата мирового судьи (ст.
9). Материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляется в
порядке, также установленном законом субъекта Российской Федерации (ст. 10).
В представлении заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации утверждается, что в нарушение
федерального законодательства Народное Собрание Республики Дагестан в Законе
Республики Дагестан «О мировых судьях в Республике Дагестан» не установило
структуру, штатное расписание и порядок осуществления организационного
обеспечения деятельности мировых судей, а делегировала свои полномочия
Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике
Дагестан.
С доводами представления
нельзя согласиться.
В пункте 1 статьи 10 Закона
Республики Дагестан «О мировых судьях в Республике Дагестан» закреплено, что
структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются
Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в
Республике Дагестан. Данная норма установлена в соответствии с федеральным законодательством,
поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О мировых судьях в Российской
Федерации» определено, что структура и штатное расписание аппарата мирового
судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской
Федерации. Следовательно, установление указанной нормы отнесено к ведению
субъекта Российской Федерации.
Реализуя названный порядок,
субъект Российской Федерации был вправе в своем законе закрепить указанные
полномочия за Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации в Республике Дагестан, что не противоречит федеральному
законодательству.
Пунктом 1 статьи 11 Закона
Республики Дагестан «О мировых судьях в Республике Дагестан» закреплено, что
организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется
Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в
Республике Дагестан в соответствии с соглашением.
В соответствии с указанной
нормой и в целях реализации положения части 3 статьи 10 Федерального закона «О
мировых судьях в Российской Федерации» между Правительством Республики Дагестан
и Управлением Судебного департамента в Республике Дагестан, действующим на
основании доверенности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации,
заключено Соглашение о порядке взаимодействия в области организационного
обеспечения деятельности мировых судей в Республике Дагестан от 29 мая 2000г.
ны
юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации, а установление порядка осуществления этих функций отнесено к ведению
субъекта Российской Федерации, принимая во внимание заключенное Правительством
Республики Дагестан с Управлением Судебного департамента в Республике Дагестан
Соглашение, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что
положение пункта 1 статьи 11 Закона Республики Дагестан «О мировых судьях в
Республике Дагестан» не противоречит федеральному законодательству.
При
указанном положении оснований для удовлетворения представления заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь
пунктом 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
Верховного Суда Российской Федерации
определил:
решение
Верховного суда Республики Дагестан от 12 августа 2002г. и определение Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября
2002г. оставить без изменения, а представление заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации о пересмотре дела в порядке надзора - без
удовлетворения.