25пв03пр

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2003 года                                                                              г. Москва

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя - Лебедева В.М.,

членов Президиума - Радченко В.И., Петухова Н.А., Жуйкова В.М.,

Верина В.П., Смакова Р.М., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Свиридова Ю.А., Попова Г.Н., Меркушова А.Е., Вячеславова В.К.

с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Савенкова А.Н.

рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Дагестан о признании пункта 3 статьи 7 Закона Республики Дагестан от 10 января 1999 года № 1 «О государственной службе Республики Дагестан» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснение представителя Народного Собрания Республики Дагестан Кузнецовой Т.С. (доверенность в деле) и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Главного военного прокурора Савенкова А.Н., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

 

установил:

Прокурор Республики Дагестан обратился в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением о признании противоречащим Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», недействующим и не подлежащим применению пункта 3 статьи 7 Закона Республики Дагестан от 10 января 1999 года № 1 «О государственной службе Республики Дагестан» в части указания на присвоение государственным служащим квалификационных разрядов «действительный государственный советник Республики Дагестан 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы», «государственный советник Республики Дагестан 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы», «советник Республики Дагестан 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы».

В обоснование заявленного требования сослался на то, что пункт 3 статьи 7 Закона Республики Дагестан противоречит части 2 статьи 3, части 1 статьи 6, частям 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», поскольку неправомерно устанавливает собственные (субъекта РФ) квалификационные разряды.

В судебном заседании участвующий в деле представитель прокуратуры Республики Дагестан пояснил, что, предъявляя указанное требование, Прокурор Республики Дагестан исходил из того, что с учетом установленного Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» принципа единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, квалификационные разряды государственным служащим, замещающим высшие и главные государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации должны быть едины во всех субъектах Российской Федерации, должны присваиваться Российской Федерацией и при этом должна соблюдаться установленная федеральным законом процедура присвоения квалификационных разрядов. Регулировать данные вопросы своим законом субъект Российской Федерации не вправе.

Решением Верховного суда Республики Дагестан от 5 апреля 2002 года прокурору Республики Дагестан в удовлетворении заявления отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 года это решение оставлено без изменения, а кассационный протест участвовавшего в рассмотрении дела начальника отдела прокуратуры Республики Дагестан - без удовлетворения.

В протесте, внесенном в Президиум Верховного Суда Российской Федерации до 1 февраля 2003 года, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации указывает на то, что судебные инстанции неправильно применили и истолковали нормы материального права, по делу не выяснены все существенные обстоятельства, в связи с чем просит отменить решение Верховного суда Республики Дагестан от 5 апреля 2002 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит, что протест не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (ред. 07.11.2000) «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлено, что государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

С учетом названных положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что государственная служба в субъектах Российской Федерации входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и должна регулироваться как федеральными актами, так и актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Статья 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» формулирует одну из основ государственной службы - квалификационные разряды.

Согласно этой норме квалификационные разряды присваиваются государственным служащим по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом. Квалификационные разряды имеют пять наименований: действительный государственный советник Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации, советник Российской Федерации, советник государственной службы. В каждой группе разрядов предусматривается три степени градации: 1, 2 и 3-й класс. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации.

Как следует из статьи 30 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу одновременно с федеральным законом, определяющим процедуру присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы.

До настоящего времени такой федеральный закон не принят, следовательно статья 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» не вступила в силу.

Поскольку вопросы, связанные с присвоением государственным служащим квалификационных разрядов, на федеральном уровне до сих пор не урегулированы, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что субъект Российской Федерации был вправе осуществить их собственное правовое регулирование, и в этих условиях оспариваемая правовая норма не нарушает установленный пунктом 7 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

Ссылка в протесте на то, что судом по существу не рассмотрено утверждение прокурора Республики Дагестан о противоречии оспариваемой нормы части 2 статьи 3 и части 1 статьи 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», является неосновательной, поскольку судом это утверждение проверялось и в решении признано необоснованным.

Судебными инстанциями правильно применены и истолкованы нормы материального права, судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем оснований к отмене судебных постановлений, предусмотренных статьей 330 ГПК РСФСР, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

решение Верховного суда Республики Дагестан от 5 апреля 2002 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 года оставить без изменения, а протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - без удовлетворения.