ВКПИ 02-
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 5 октября 2003
года г.Москва
Президиум Верховного Суда Российской
Федерации в составе председательствующего: Лебедева В.М.
членов
Президиума: Радченко В.И., Меркушова А.Е., Серкова П.П., Жуйкова В.М., Пстухова
Н.Л.. Каримова М.А., Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Смакова P.M.
рассмотрел
гражданское дело по жалобе Рудина А.Ю. о признании незаконным абзаца второго
пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской
Федерации от 15 февраля 2000 года № 80.
Надзорная жалоба
по данному делу подана представителем Министра обороны Российской Федерации
подполковником юстиции Копытовым О.Б., действующим по доверенности № 77 АА
0441590 от 5 апреля 2002 г., выданной сроком до 19 июня 2004 г. В жалобе
Копытов О.Б. выражает несогласие с решением Военной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Рудина
А.Ю. и просит данное судебное постановление отменить и вынести новое решение - отказать
Рудину А.Ю. в удовлетворении жалобы.
10 сентября 2003
г. судьей Верховного Суда Российской Федерации А.Т. Уколовым вынесено
определение о передаче дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации
для рассмотрения по существу.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение
представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции
Копытова О.Б. и выступление
заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.М.. полагавшего жалобу
удовлетворить. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
Рудин А.Ю.
обратился в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с требованием
о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000
года №80, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту
военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же
гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных
условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по
предыдущему месту военной службы в лом гарнизоне.
По мнению Рудина
А.Ю., данное положение нормативного акта Министерства обороны не основано на
законе и нарушает его жилищные нрава, что выразилось в перенесении очередности
заявителя в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
14 ноября 2002
г. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила жалобу
Рудина А.Ю. - признала незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац
второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны
Российской Федерации от 15 февраля 2000 года №80.
При этом в
судебном решении указано, что обжалуемое положение нормативного акта
Министерства обороны Российской Федерации противоречит ст.ст.30 и 33 Жилищного
кодекса РСФСР, а также п.п. 26 и 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми
помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, поскольку в соответствии
с данными нормами учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят военную
службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, конкретной воинской части. Какого-либо иного
порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
законодательство Российской Федерации не предусматривает. Кроме того, обжалуемое
положение нормативного акта противоречит и ст.34 Жилищного кодекса РСФСР, так
как в результате его применения состоящим на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий военнослужащим фактически переносится очередность на получение жилья.
В кассационном порядке данное решение не
обжаловано.
В надзорной
жалобе представителя Министра обороны указывается, что по делу были допущены
существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в том, что суд
ошибочно счел Министра обороны Российской Федерации неправомочным устанавливать
такой порядок формирования очереди на улучшение жилищных условий, при котором
военнослужащие, направленные в установленном порядке к новому месту военной
службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне,
подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со
времени принятия их на учет и включения в \качанные списки по предыдущему месту
военной службы в этом гарнизоне. При этом указывается, что судом дано
неправильное толкование ст. 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной
политики», а также ряда норм Жилищного кодекса РСФСР.
Решение Военной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об
удовлетворении жалобы Рудина А.Ю. подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с
пунктом 1 и подпунктом 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №1357 от 11
ноября 1998 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление
расквартирования войск и управление жилищным фондом, закрепляемым за данным
министерством. В подпункте 36 пункта 11 указанного Положения Министру обороны
предоставлено право издавать приказы и иные нормативные правовые акты,
касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства обороны.
В статье 3
Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» определена обязанность
органов государственной власти и управления обеспечивать порядок распределения
и предоставления гражданам жилых помещений по договору найма. В статье 13
данного закона установлено, что органы государственной власти и управления
определяют порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с
существующей очередью.
В части 3 ст.30
Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления
гражданам жилых помещений, устанавливается данным Кодексом и другим
законодательством Российской Федерации.
Приведенные
нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные
акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений,
закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов,
связанных с определением очередности.
В соответствии с
частью 1 ст.28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в
данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством). Таким
образом, эта норма предусматривает возможность издания компетентными органами
государственной власти и управления нормативных актов, определяющих иной
порядок предоставления жилых помещений. Таким нормативным актом является
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, в которой Министр обороны в пределах своей компетенции
установил, что военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по месту их
службы в пределах гарнизона. При таких условиях абзац второй пункта 28
указанной Инструкции, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому
месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же
гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных
условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по
предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне, не противоречит ст.33
Жилищного кодекса РСФСР, устанавливающей, что жилые помещения предоставляются
гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и
включения в списки на получение жилых помещений.
Не противоречит
обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны и ст.34 Жилищного
кодекса РСФСР, поскольку в процессе его реализации не происходит перенесение
очередности на более поздние сроки.
Кроме того,
следует принять во внимание, что в ст.32 Жилищного кодекса РСФСР приведен
исчерпывающий перечень оснований, по которым нуждающиеся в улучшении жилищных
условий граждане, в том числе и военнослужащие, могут быть сняты с учета.
Перевод к новому месту службы в пределах одного гарнизона, не влекущий выезда
на другое постоянное место жительства, не может считаться основанием для снятия
военнослужащего с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Абзац второй
пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации направлен именно на реализацию требований ст. 32
Жилищного кодекса РСФСР в специфических условиях, связанных с прохождением
военной службы.
Поскольку Военной
коллегией Верховного Суда
Российской Федерации при вынесении решения по данному делу допущена
ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда первой
инстанции в соответствии со ст.ст. 387 и п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ подлежит отмене
с вынесением по делу нового решения.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
Надзорную жалобу
представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции
Копытова О.В. удовлетворить.
Решение Военной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. об
удовлетворении жалобы Рудина Александра Юрьевича и о признании незаконным
(недействующим) с момента опубликования абзаца второго пункта 28 Инструкции о
порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской
Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15
февраля 2000 года № 80 отменить. Вынести по делу новое решение - об отказе в
удовлетворении жалобы Рудина Александра Юрьевича.