ВКПИ 02-

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 5 октября 2003 года                                                                  г.Москва

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего: Лебедева В.М.

членов Президиума: Радченко В.И., Меркушова А.Е., Серкова П.П., Жуйкова В.М., Пстухова Н.Л.. Каримова М.А., Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Смакова P.M.

рассмотрел гражданское дело по жалобе Рудина А.Ю. о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80.

Надзорная жалоба по данному делу подана представителем Министра обороны Российской Федерации подполковником юстиции Копытовым О.Б., действующим по доверенности № 77 АА 0441590 от 5 апреля 2002 г., выданной сроком до 19 июня 2004 г. В жалобе Копытов О.Б. выражает несогласие с решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Рудина А.Ю. и просит данное судебное постановление отменить и вынести новое решение - отказать Рудину А.Ю. в удовлетворении жалобы.

10 сентября 2003 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации А.Т. Уколовым вынесено определение о передаче дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения по существу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Копытова О.Б. и выступление

заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.М.. полагавшего жалобу удовлетворить. Президиум Верховного Суда Российской Федерации

 

установил:

Рудин А.Ю. обратился в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с требованием о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года №80, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в лом гарнизоне.

По мнению Рудина А.Ю., данное положение нормативного акта Министерства обороны не основано на законе и нарушает его жилищные нрава, что выразилось в перенесении очередности заявителя в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

14 ноября 2002 г. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации удовлетворила жалобу Рудина А.Ю. - признала незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года №80.

При этом в судебном решении указано, что обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны Российской Федерации противоречит ст.ст.30 и 33 Жилищного кодекса РСФСР, а также п.п. 26 и 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, поскольку в соответствии с данными нормами учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят военную службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретной воинской части. Какого-либо иного порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. законодательство Российской Федерации не предусматривает. Кроме того, обжалуемое положение нормативного акта противоречит и ст.34 Жилищного кодекса РСФСР, так как в результате его применения состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий    военнослужащим    фактически    переносится    очередность   на получение жилья.

В кассационном порядке данное решение не обжаловано.

В надзорной жалобе представителя Министра обороны указывается, что по делу были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в том, что суд ошибочно счел Министра обороны Российской Федерации неправомочным устанавливать такой порядок формирования очереди на улучшение жилищных условий, при котором военнослужащие, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в \качанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. При этом указывается, что судом дано неправильное толкование ст. 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», а также ряда норм Жилищного кодекса РСФСР.

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года об удовлетворении жалобы Рудина А.Ю. подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 21 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №1357 от 11 ноября 1998 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом, закрепляемым за данным министерством. В подпункте 36 пункта 11 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства обороны.

В статье 3 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать порядок распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договору найма. В статье 13 данного закона установлено, что органы государственной власти и управления определяют порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с существующей очередью.

В части 3 ст.30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений, устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с определением очередности.

В соответствии с частью 1 ст.28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством). Таким образом, эта норма предусматривает возможность издания компетентными органами государственной власти и управления нормативных актов, определяющих иной порядок предоставления жилых помещений. Таким нормативным актом является Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в которой Министр обороны в пределах своей компетенции установил, что военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по месту их службы в пределах гарнизона. При таких условиях абзац второй пункта 28 указанной Инструкции, согласно которому военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне, не противоречит ст.33 Жилищного кодекса РСФСР, устанавливающей, что жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Не противоречит обжалуемое положение нормативного акта Министерства обороны и ст.34 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку в процессе его реализации не происходит перенесение очередности на более поздние сроки.

Кроме того, следует принять во внимание, что в ст.32 Жилищного кодекса РСФСР приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, в том числе и военнослужащие, могут быть сняты с учета. Перевод к новому месту службы в пределах одного гарнизона, не влекущий выезда на другое постоянное место жительства, не может считаться основанием для снятия военнослужащего с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации направлен именно на реализацию требований ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР в специфических условиях, связанных с прохождением военной службы.

Поскольку    Военной    коллегией    Верховного    Суда    Российской Федерации при вынесении решения по данному делу допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, решение суда первой инстанции в соответствии со ст.ст. 387 и п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.

Руководствуясь п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

Надзорную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Копытова О.В. удовлетворить.

Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. об удовлетворении жалобы Рудина Александра Юрьевича и о признании незаконным (недействующим) с момента опубликования абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 отменить. Вынести по делу новое решение - об отказе в удовлетворении жалобы Рудина Александра Юрьевича.