143пв-02

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2002 года                                                                  г.Москва

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя - Лебедева В.М.

Членов Президиума - Радченко В.И., Сергеевой Н.Ю., Верина В.П., Смакова Р.М., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Меркушова А.Е., Вячеславова В.К.

с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.

рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйкова В.М. гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., объяснения представителя Сахалинской областной Думы адвоката Костанова Ю.А. (доверенность в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. , полагавшего протест отклонить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

 

установил:

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 г. в части принятия двумя третями голосов от установленного числа депутатов постановления Сахалинской областной Думой о самороспуске.

Решением Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. пункт 3 статьи 23 Устава Сахалинской области в части установления принятия постановления о самороспуске Сахалинской областной Думы признан противоречащим пункту 3 статьи 7 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в редакции федеральных законов от 29 июля 2000  года № 106-ФЗ и 8 февраля 2001 года № 3-ФЗ), недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по кассационным жалобам Сахалинской областной Думы и администрации Сахалинской области, определением от 26 октября 2001 года решение Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001  года оставила без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда РФ поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и вынесении по делу нового решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум находит протест обоснованным.

По мнению суда, приведенное положение пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области противоречит пункту 3 статьи 7 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, согласно которому «постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Суд пришел к выводу, что кворум для принятия постановления о самороспуске областной Думой установлен произвольно, поскольку пунктом 3 статьи 7 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ конкретно определено необходимое количество голосов депутатов от числа избранных для принятия постановления, в том числе и о самороспуске, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, составляющее большинство голосов от числа избранных депутатов, а не установленного числа депутатов, как это указано в оспариваемой норме Устава области.

С доводами о противоречии оспариваемого пункта Устава Сахалинской области федеральному законодательству и произвольном определении кворума для принятия постановления о самороспуске областной Думы нельзя согласиться.

В пункте 1 статьи 1 Федерального закона РФ № 184-ФЗ закреплен ряд общих принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых: в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащим им полномочий.

Общие принципы, то есть основные начала организации системы органов государственной власти, не должны включать детальное регулирование вопросов формирования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и специально предусматривает, что законом субъекта Российской Федерации, согласно подпункта «н» пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ, «регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации».

Приведенное положение соотносится с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ, в соответствии с которым «законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности».

Определяя в пункте 3 статьи 7 Федерального закона РФ № 184-ФЗ общую норму, касающуюся установления количества голосов депутатов для принятия постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель в полном соответствии с приведенными конституционными принципами предусмотрел иную (исключительную) возможность принятия постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Эта иная возможность реализована в подпункте «а» п.1 ст.9 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае «принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации».

Из анализа приведенных положений вытекает вывод о том, что Федеральным законом № 184-ФЗ законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлена возможность самостоятельно устанавливать порядок принятия решения о самороспуске.

При этом несомненно, что процедура принятия постановления о самороспуске охватывается понятием «порядок принятия решения о самороспуске», о котором упоминается в подпункте «а» п.1 ст. 9 Федерального закона № 184-ФЗ, то есть указанное понятие в отношении коллегиального органа, которым является законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, включает в себя и указание на число голосов депутатов, которое должно быть подано за это решение (кворум для принятия решения). К такому выводу приводит анализ решений Конституционного Суда РФ по толкованию положений Конституции РФ, связанных, например, с порядком принятия федеральных и федеральных конституционных законов или с порядком внесения поправок в Конституцию РФ (см. постановления Конституционного Суда РФ от 23.05.95 № 1-П и от 12.04.95 № 2-П).

В рассматриваемом случае принятие постановления о самороспуске является составной и неразрывной частью порядка принятия такого решения, его завершающей стадией.

Используя предоставленное федеральным законом право, Сахалинская областная Дума определила исключительный порядок принятия постановления о самороспуске законодательного (представительного) органа государственной власти Сахалинской области, заключающийся в том, что такое постановление принимается не большинством голосов от числа избранных депутатов, а двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Принятие решения о самороспуске областной Думы квалифицированным большинством голосов является гарантией взвешенности такого решения, принимаемого коллегиально, а также одним из факторов, обеспечивающих стабильность функционирования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что полностью отвечает интересам населения субъекта РФ с точки зрения сохранения устойчивости законодательной ветви власти. Вывод суда о том, что областной Думой произвольно установлен кворум для принятия решения о самороспуске, является ошибочным.

При указанном положении следует признать, что судебные инстанции допустили неправильное применение норм материального права, что в соответствии с п.1 ст.330 ГПК РСФСР является основанием к отмене судебных постановлений в надзорном порядке. При этом по делу следует вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленного требования. Руководствуясь п.5 ст.329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил :

отменить решение Сахалинского областного суда от 6 сентября 2001 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2001 г. Вынести по делу новое решение об отказе прокурору Сахалинской области в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 статьи 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 г. в части, предусматривающей принятие постановления о самороспуске Сахалинской областной Думы двумя третями голосов от установленного числа депутатов Сахалинской областной Думы.