Конституционный Суд Российской
Федерации в составе председательствующего
Н.Т.Ведерникова, судей Э.М.Аметистова, М.В.Баглая,
Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина,
В.И.Олейника, О.С.Хохряковой,
с участием адвоката Н.С.Савиновой -
представителя Яхья Дашти Гафура как стороны,
обратившейся с жалобой в Конституционный Суд
Российской Федерации, и адвоката Ю.А.Тимохова -
представителя Совета Федерации,
руководствуясь статьей 125 (часть 4)
Конституции Российской Федерации, пунктом 3
части первой, частями второй и третьей статьи 3,
пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 74, 96, 97,
99 и 86 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании
дело о проверке конституционности положения
части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981
года "О правовом положении иностранных
граждан в СССР".
Поводом к рассмотрению дела
явилась жалоба лица без гражданства Яхья Дашти
Гафура на нарушение его конституционного права
на свободу и личную неприкосновенность
положением, содержащимся в части второй статьи 31
Закона СССР "О правовом положении иностранных
граждан в СССР".
Основанием к рассмотрению дела
явилась обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствует ли Конституции
Российской Федерации оспариваемое заявителем
положение.
Заслушав сообщение
судьи-докладчика Э.М.Аметистова, объяснения
представителей сторон, выступления приглашенных
в заседание представителей: от Министерства
внутренних дел Российской Федерации -
В.В.Колесникова, от Генеральной прокуратуры
Российской Федерации - И.А.Буданова, от
Федеральной миграционной службы России -
С.В.Бурлика, от Министерства иностранных дел
Российской Федерации - В.А.Павловского,
исследовав имеющиеся документы и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации
у с т а н о в и л:
1. Лицо без
гражданства Яхья Дашти Гафур, пребывавший в
Российской Федерации, 18 февраля 1997 года был
подвергнут задержанию на основании
санкционированного прокурором города Москвы
постановления УВИР ГУВД города Москвы о
выдворении из Российской Федерации под конвоем.
Более двух месяцев он содержался под стражей в
Центре социальной реабилитации № 1 ГУВД города
Москвы и 29 апреля 1997 года был принудительно
выдворен в Швецию.
Постановление о выдворении Яхья
Дашти Гафура из Российской Федерации было
вынесено на основании части второй статьи 31
Закона СССР "О правовом положении иностранных
граждан в СССР", в соответствии с которой
иностранный гражданин или лицо без гражданства
обязаны покинуть страну в срок, указанный в
решении о выдворении; уклоняющийся от выезда в
таких случаях подлежит с санкции прокурора
задержанию и выдворению в принудительном
порядке; задержание допускается при этом на срок,
необходимый для выдворения.
В своей жалобе в Конституционный
Суд Российской Федерации заявитель оспаривает
не всю часть вторую статьи 31 названного Закона, а
лишь положение, допускающее задержание
иностранных граждан и лиц без гражданства с
санкции прокурора на срок, необходимый для
выдворения, что, по его мнению, нарушает
конституционное право каждого на свободу и
личную неприкосновенность и потому не
соответствует статье 22 Конституции Российской
Федерации. Следовательно, именно указанное
положение является предметом рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации по
данному делу.
При этом, руководствуясь частями
первой и третьей статьи 3 Федерального
конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", Конституционный
Суд Российской Федерации воздерживается от
установления и исследования фактических
обстоятельств, не входит в оценку законности и
обоснованности постановления о выдворении из
Российской Федерации, вынесенного в отношении
заявителя, а рассматривает вопрос о соответствии
Конституции Российской Федерации оспариваемого
им положения части второй статьи 31 Закона СССР
"О правовом положении иностранных граждан в
СССР".
2. Согласно части первой статьи 96
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
правом на обращение в Конституционный Суд
Российской Федерации с жалобой на нарушение
конституционных прав и свобод обладают граждане,
чьи права и свободы нарушаются законом,
примененным или подлежащим применению в
конкретном деле, и объединения граждан, а также
иные органы и лица, указанные в федеральном
законе.
По смыслу данной нормы в ее
взаимосвязи со статьями 46, 17 (часть 2), 62 (часть 3) и
125 (часть 4) Конституции Российской Федерации,
возможность защиты прав и свобод посредством
конституционного правосудия должна быть
обеспечена каждому, в том числе иностранным
гражданам и лицам без гражданства, если законом
нарушены их права и свободы, гарантированные
Конституцией Российской Федерации.
Следовательно, лицо без гражданства Яхья Дашти
Гафур имеет право на обращение в Конституционный
Суд Российской Федерации и является в данном
случае надлежащим заявителем. Поскольку
оспариваемое положение Закона затрагивает
конституционное право заявителя и применено в
конкретном деле, его жалоба отвечает критериям
допустимости, установленным статьей 97
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
3. В соответствии со статьей 22
Конституции Российской Федерации каждый имеет
право на свободу и личную неприкосновенность
(часть 1); арест, заключение под стражу и
содержание под стражей допускаются только по
судебному решению; до судебного решения лицо не
может быть подвергнуто задержанию на срок более
48 часов (часть 2).
По смыслу данной статьи,
установленный ею порядок применения
соответствующих мер принуждения
распространяется и на задержание, производимое в
целях обеспечения исполнения постановления о
выдворении из Российской Федерации в
административном порядке.
4. Согласно статье 62 (часть 3)
Конституции Российской Федерации иностранные
граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором
Российской Федерации. Из данной статьи в ее
взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими
статьями Конституции Российской Федерации,
касающимися прав и свобод человека и гражданина,
следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых
лишь применительно к таким правам и
обязанностям, которые являются правами и
обязанностями именно гражданина Российской
Федерации, то есть возникают и осуществляются в
силу особой связи между государством и его
гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и
46 Конституции Российской Федерации (с учетом
употребления в них терминов "каждый" и
"лицо"), так и по смыслу, вытекающему из
взаимосвязи этих статей с другими положениями
главы 2 "Права и свободы человека и
гражданина" Конституции Российской Федерации,
а также с общепризнанными принципами и нормами
международного права, право на свободу и личную
неприкосновенность и право на судебную защиту
являются личными неотчуждаемыми правами каждого
человека, вне зависимости от наличия у него
гражданства какого-либо государства, и,
следовательно, должны гарантироваться
иностранным гражданам и лицам без гражданства
наравне с гражданами Российской Федерации.
5. Всеобщая декларация прав
человека от 10 декабря 1948 года провозглашает, что
каждый человек имеет право на свободу и на личную
неприкосновенность (статья 3); никто не может быть
подвергнут произвольному аресту или задержанию
(статья 9); каждый человек имеет право на
эффективное восстановление в правах
компетентными национальными судами в случаях
нарушения его основных прав, предоставленных ему
конституцией или законом (статья 8).
Согласно пункту "a" части 1
статьи 5 Декларации о правах человека в отношении
лиц, не являющихся гражданами страны, в которой
они проживают, от 13 декабря 1985 года, иностранцы
пользуются в соответствии с внутренним
законодательством и с учетом международных
обязательств государств, в которых они
находятся, правом на личную неприкосновенность;
ни один иностранец не должен быть подвергнут
произвольному аресту или содержанию под стражей.
Международный пакт о гражданских и
политических правах от 19 декабря 1966 года также
устанавливает, что каждый человек имеет право на
свободу и личную неприкосновенность и никто не
может быть подвергнут произвольному аресту или
содержанию под стражей (часть первая статьи 9);
при этом каждому, кто лишен свободы вследствие
ареста или содержания под стражей, принадлежит
право на разбирательство его дела в суде, чтобы
этот суд мог безотлагательно вынести
постановление относительно законности его
задержания и распорядиться о его освобождении,
если задержание незаконно (часть четвертая
статьи 9); каждое государство, участвующее в
данном Пакте, обязуется развивать возможности
судебной защиты (пункт "b" части третьей
статьи 2).
Таким образом, права каждого
человека, независимо от наличия у него
гражданства, на свободу и личную
неприкосновенность, а также на судебную защиту в
случае задержания относятся к общепризнанным
принципам и нормам международного права, которые
в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции
Российской Федерации являются составной частью
правовой системы Российской Федерации.
6. В силу статьи 22 (часть 2)
Конституции Российской Федерации иностранный
гражданин или лицо без гражданства, пребывающие
на территории Российской Федерации, в случае
выдворения из Российской Федерации в
принудительном порядке могут быть до судебного
решения подвергнуты задержанию на срок,
необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов.
Сверх указанного срока лицо может оставаться
задержанным лишь по судебному решению и лишь при
условии, что без такого задержания решение о
выдворении не может быть исполнено.
При этом судебное решение призвано
гарантировать лицу защиту не только от
произвольного продления срока задержания сверх
48 часов, но и от неправомерного задержания как
такового, поскольку суд в любом случае оценивает
законность и обоснованность применения
задержания к конкретному лицу.
Из статьи 22 Конституции Российской
Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и
3) следует, что задержание на неопределенный срок
не может рассматриваться как допустимое
ограничение права каждого на свободу и личную
неприкосновенность и, по сути, является
умалением данного права. Поэтому оспариваемое
заявителем положение Закона СССР "О правовом
положении иностранных граждан в СССР" о
задержании на срок, необходимый для выдворения,
не должно рассматриваться как основание для
задержания на неопределенный срок даже тогда,
когда решение вопроса о выдворении лица без
гражданства может затянуться в силу того, что ни
одно государство не соглашается принять
выдворяемое лицо. В противном случае задержание
как необходимая мера по обеспечению выполнения
решения о выдворении превращалось бы в
самостоятельный вид наказания, не
предусмотренный законодательством Российской
Федерации и противоречащий указанным нормам
Конституции Российской Федерации.
С учетом всего вышесказанного
следует прийти к выводу, что оспариваемое
положение части второй статьи 31 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в
СССР", исходя из его буквального смысла,
рассматривается в правоприменительной практике
как основание для задержания лица на срок свыше 48
часов без судебного решения. Данное положение
нарушает конституционное право каждого на
свободу и личную неприкосновенность, а также на
судебную защиту и, следовательно, не
соответствует статьям 22 и 46 Конституции
Российской Федерации.
На основании изложенного и
руководствуясь частями первой и второй статьи 71,
статьями 72, 75 и 100 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать
положение части второй статьи 31 Закона СССР "О
правовом положении иностранных граждан в
СССР", согласно которому иностранный
гражданин или лицо без гражданства, в отношении
которого принято решение о выдворении из
пределов Российской Федерации, в случае
уклонения от выезда подлежит с санкции прокурора
задержанию на срок, необходимый для выдворения,
не соответствующим Конституции Российской
Федерации, ее статьям 22 и 46, в той мере, в какой оно
допускает продление срока задержания указанных
лиц сверх 48 часов без вынесения судебного
решения.
2. Федеральному Собранию надлежит
урегулировать порядок задержания иностранных
граждан и лиц без гражданства, подлежащих
выдворению из пределов Российской Федерации и
уклоняющихся от выезда, в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и с учетом
настоящего Постановления.
3. Согласно частям первой и второй
статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" настоящее Постановление
окончательно, не подлежит обжалованию, вступает
в силу немедленно после его провозглашения,
действует непосредственно и не требует
подтверждения другими органами и должностными
лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального
конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" настоящее
Постановление подлежит незамедлительному
опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации" и "Российской
газете". Постановление должно быть также
опубликовано в "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
№ 6-П |