Конституционный Суд Российской
Федерации в составе председательствующего Ю.Д.
Рудкина, судей М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Г.А.
Гаджиева, А.Л. Кононова,
Т.Г. Морщаковой, Н.В. Селезнева, O.И. Тиунова,
В.Г. Ярославцева,
с участием представителей сторон,
обратившихся с запросами в Конституционный Суд
Российской Федерации: от Правительства Москвы -
кандидатов юридических наук Г.С. Пономарева и А.Л.
Спичека, от администрации Санкт-Петербурга -
доктора юридических наук А.П. Сергеева;
представителя Совета Федерации Федерального
Собрания - председателя Комитета Совета
Федерации по конституционному законодательству
и судебно-правовым вопросам В.М. Платонова,
руководствуясь статьей 125 (пункт
"а" части 2) Конституции Российской
Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части
первой статьи 3, подпунктом "а" пункта 1 части
второй статьи 22, статьями 36, 74, 84, 85 и 86
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании
дело о проверке конституционности пункта 1
статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской
Федерации от 18 октября 1991 года
"О дорожных фондах в Российской
Федерации" (в редакции Закона Российской
Федерации от 25 декабря 1992 года и федеральных
законов от 1 июля 1994 года, от 11 ноября 1994 года и от
23 июня 1995 года).
Поводом к рассмотрению дела
явились запросы органов исполнительной власти
Москвы и Санкт-Петербурга, в которых ставится
вопрос о несоответствии указанных положений
Закона Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации" статье 5 (части 1
и 4) Конституции Российской Федерации.
Поскольку оба запроса касаются
одного и того же предмета, Конституционный Суд
Российской Федерации в соответствии со статьей 48
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
соединил дела по этим запросам в одном
производстве.
Заслушав сообщение
судьи-докладчика М.В. Баглая, объяснения
представителей сторон, заключение эксперта -
директора отдела налогового консультирования
аудиторской фирмы "Финансовые и бухгалтерские
консультанты" С.Г. Пепеляева, выступления
приглашенных в заседание заместителя директора
Федеральной автомобильно-дорожной службы
Российской Федерации В.Н. Полосина и заместителя
Премьера Правительства Москвы Ю.В. Росляка,
исследовав представленные документы и иные
материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации
у с т а н о в и л:
1.
Оспариваемый заявителями пункт 1 статьи 1 Закона
Российской Федерации
"О дорожных фондах в Российской
Федерации" предусматривает, что на территории
Российской Федерации финансирование затрат,
связанных с содержанием, ремонтом,
реконструкцией и строительством автомобильных
дорог общего пользования, осуществляется за счет
целевых внебюджетных средств, концентрируемых:
в Федеральном дорожном фонде
Российской Федерации;
в дорожных фондах республики в
составе Российской Федерации, края, области,
автономной области, автономного округа.
Согласно пункту 4 статьи 3
названного Закона, на необходимость проверки
конституционности которого также указывается в
обоих запросах, все пять служащих источниками
образования дорожных фондов налогов (пункт 1
статьи 3), уплачиваемых в Москве и
Санкт-Петербурге, зачисляются в Федеральный
дорожный фонд Российской Федерации, из которого
выделяются субвенции для долевого участия в
финансировании ремонта и содержания отдельных
магистральных улиц этих городов по перечням,
утверждаемым Правительством Российской
Федерации.
В то же время, как подчеркивают
заявители, все другие, кроме Москвы и
Санкт-Петербурга, субъекты Российской Федерации
в силу пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 2, пункта 3
статьи 3 Закона вправе самостоятельно
образовывать территориальные дорожные фонды,
зачислять в них три из пяти установленных в
пункте 1 статьи 3 налогов (на пользователей
автомобильных дорог, с владельцев транспортных
средств, на приобретение автотранспортных
средств) и использовать консолидируемые таким
образом финансовые ресурсы на содержание и
развитие сети автомобильных дорог общего
пользования, относящихся к собственности
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правительство Москвы и
администрация Санкт-Петербурга полагают, что
оспариваемые ими нормы Закона вводят для этих
городов - субъектов Российской Федерации
исключения из общих правил, касающихся
образования территориальных дорожных фондов и
зачисления в них соответствующих налогов, что
противоречит статье 5 (части 1 и 4) Конституции
Российской Федерации.
2. Согласно Конституции Российской
Федерации (статья 5, части 1 и 4; статья 11, часть 3;
статьи 71, 72, 73, 75) все составляющие Российское
государство республики, края, области, города
федерального значения, автономная область и
автономные округа являются равноправными
субъектами Российской Федерации. Причем
специально оговаривается, что во
взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все они равноправны
между собой. Это выражается, в частности, в
единообразии конституционного подхода к
распределению предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами и
диктует установление федеральным законодателем
единых правил взаимоотношений федеральных
органов государственной власти со всеми
субъектами федерации.
3. Из статей 71 (пункты "з",
"и") и 76 (часть 1) Конституции Российской
Федерации следует, что регулирование
федеральных налогов и сборов, в том числе
связанных с использованием федеральных путей
сообщения, является прерогативой федерального
законодателя. В соответствии с этими положениями
пункт "м" части первой статьи 19 Закона
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации" (в редакции законов Российской
Федерации от 16 июля 1992 года, от 22 декабря 1992 года и
от 21 мая 1993 года) относит налоги, служащие
источниками образования дорожных фондов, к
федеральным налогам, зачисляемым в них в порядке,
определяемом законодательными актами о дорожных
фондах в Российской Федерации. Не меняет
федеральной природы этих налогов и наделение
субъектов федерации в соответствии с Законом
Российской Федерации
"О дорожных фондах в Российской
Федерации" полномочиями определять порядок
образования и использования территориальных
дорожных фондов, устанавливать ставки и сроки
уплаты соответствующих налогов и т.д.
Однако федеральный законодатель и
в сфере своей компетенции не вправе разрешать
вопросы, затрагивающие конституционно-правовой
статус субъектов Российской Федерации, без учета
конституционных основ федеративного устройства.
Тем более недопустимо произвольное сужение
правовых возможностей субъектов федерации.
4. Право Москвы и Санкт-Петербурга
иметь территориальные дорожные фонды
рассматриваемым Законом прямо не отрицается.
Вместе с тем, согласно пункту 2 его статьи 2, они не
включены в перечень субъектов Российской
Федерации, которые управомочены самостоятельно
определять порядок образования и использования
территориальных дорожных фондов. Это позволяет
уяснить подлинный смысл оспариваемой нормы,
содержащейся в пункте 1 статьи 1 Закона: не
включив Москву и Санкт-Петербург и в перечень
субъектов Российской Федерации, имеющих
территориальные дорожные фонды, законодатель
имел в виду, что создание таких фондов в Москве и
Санкт-Петербурге не предусматривается.
Отсутствие законного права зачислять в свои
территориальные дорожные фонды средства,
получаемые от трех налогов, указанных в пункте 3
статьи 3 Закона, исключает для этих субъектов
федерации возможность образования таких фондов
за счет имеющихся налоговых поступлений, что
может побуждать их к установлению
дополнительных налогов на дорожные нужды, для
удовлетворения которых налоги гражданами уже
были уплачены.
Законодатель оставляет Москве и
Санкт-Петербургу возможность использовать на
содержание дорог только субвенции и дотации из
Федерального дорожного фонда, получаемые и
другими субъектами Российской Федерации,
исключая для них, в отличие от всех остальных
субъектов, финансирование затрат на эти нужды
также из собственных дорожных фондов. Такой
подход нарушает конституционный принцип
равноправия субъектов Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемой
ситуации равноправие субъектов федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами власти
должно означать, что федерация не может отказать
кому-либо из них как в праве создавать
территориальные дорожные фонды, так и в
возможности формировать их за счет одинаковых
для всех источников.
5. Установление для Москвы и
Санкт-Петербурга порядка зачисления и
использования образующих дорожные фонды
налогов, отличного от предусмотренного для
других субъектов Российской Федерации,
предопределяется подходом законодателя к
определению общих правовых основ создания
дорожных, в том числе территориальных, фондов
(преамбула и пункт 1 статьи 1 Закона). Исходя из
того, что сеть автомобильных дорог общего
пользования, на финансирование которых должны
направляться средства территориальных дорожных
фондов, включает в себя по Закону только
внегородские автомобильные дороги, находящиеся
в собственности соответствующих субъектов
Российской Федерации, законодатель ограничил
право городов федерального значения на общих
основаниях создавать территориальные дорожные
фонды. В то же время норма абзаца второго пункта 3
статьи 1 Закона подтверждает наличие фактических
и правовых оснований для образования
территориальных дорожных фондов городов
федерального значения, поскольку признает
существование дорог общего пользования,
относящихся к собственности городов Москвы и
Санкт-Петербурга. Из данного факта исходит
оспариваемый заявителями пункт 4 статьи 3 Закона,
поскольку он предусматривает частичное
содержание дорог в Москве и Санкт-Петербурге за
счет Федерального дорожного фонда, а также
принятые во исполнение содержащегося в нем
предписания постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993
года № 249 "Об утверждении перечней отдельных
магистральных улиц городов Москвы и
Санкт-Петербурга, для долевого участия в
финансировании ремонта и содержания которых
выделяются субвенции из Федерального дорожного
фонда Российской Федерации" и постановление
Правительства Российской Федерации от 15 апреля
1996 года № 476 "O дополнении постановления Совета
Министров - Правительства Российской Федерации
от 25 марта 1993 г. № 249".
Сопоставление имеющихся в данных
постановлениях перечней автомобильных дорог с
перечнями магистральных и прочих федеральных
дорог, утвержденными постановлением
Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года № 62, а
также с введенным постановлением Правительства
РСФСР от 24 декабря 1991 года № 61
"O классификации автомобильных дорог в
РСФСР" порядком исчисления протяженности
автомобильных дорог (пункт 3) подтверждает, что
Москва и Санкт-Петербург признаются имеющими
собственные дороги общефедерального значения. К
тому же в приложениях к этим постановлениям
магистральные улицы этих городов
квалифицируются как продолжение магистральных
автомобильных дорог.
Таким образом, оспариваемые нормы,
поскольку в соответствии с ними Москва и
Санкт-Петербург не включены в перечень субъектов
Российской Федерации, имеющих территориальные
дорожные фонды, а также поскольку для них
установлен принципиально иной в сравнении с
другими субъектами Российской Федерации порядок
финансирования затрат на содержание и развитие
дорог общего пользования, противоречат частям 1 и
4 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
6. Заявители оспаривают
конституционность пункта 4 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" в целом. Однако их
позиция может быть признана обоснованной только
частично, поскольку признание этой нормы
неконституционной в полном объеме могло бы
означать, что все указанные в ней пять налогов,
которые, так же как и в других субъектах
Российской Федерации, уплачиваются в Москве и
Санкт-Петербурге, должны зачисляться в
территориальные дорожные фонды этих городов.
Между тем два налога из пяти (налог на реализацию
горюче-смазочных материалов и акцизы с продажи
легковых автомобилей в личное пользование
граждан) перечисляются в Федеральный дорожный
фонд и всеми другими субъектами Российской
Федерации в равной степени. Следовательно,
установленная Законом аналогичная обязанность
для Москвы и Санкт-Петербурга соответствует
конституционному принципу равноправия
субъектов Российской Федерации.
7. Федеральные органы
государственной власти при разработке и
осуществлении федеральной и региональной
политики должны исходить из того, что правовое
равенство субъектов Российской Федерации не
означает равенства их потенциалов и уровня
социально-экономического развития, во многом
зависящих от территории, географического
положения, численности населения, исторически
сложившейся структуры народного хозяйства и т.д.
Учет региональных особенностей является
необходимым условием соблюдения баланса
интересов и внедрения общегосударственных
стандартов во всех сферах жизнедеятельности
субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого федеральный
законодатель вправе дифференцированно
распределять поступления от дорожных налогов,
подлежащих зачислению в Федеральный и
территориальные дорожные фонды, не ограничивая
при этом право субъекта федерации создавать
собственные территориальные дорожные фонды за
счет единых для всех налоговых источников.
Осуществляемое на территории Российской
Федерации выравнивание в сфере развития сети
автомобильных дорог общего пользования
достигается путем перераспределения средств,
поступающих от субъектов-доноров, в пользу
экономически более слабых субъектов федерации.
Однако в силу конституционного принципа
равноправия субъектов Российской Федерации в
основу такого перераспределения должны быть
положены единые критерии.
На основании изложенного и
руководствуясь частями первой и второй статьи 71,
статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать
установление в пункте 1 статьи 1 Закона
Российской Федерации
"О дорожных фондах в Российской
Федерации" порядка финансирования затрат,
связанных с содержанием, ремонтом,
реконструкцией и строительством автомобильных
дорог общего пользования, за счет целевых
внебюджетных средств, концентрируемых в
Федеральном дорожном фонде Российской Федерации
и в дорожных фондах субъектов Российской
Федерации, соответствующим Конституции
Российской Федерации.
Признать пункт 1 статьи 1 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" в части, не включающей
Москву и Санкт-Петербург в перечень субъектов
Российской Федерации, имеющих территориальные
дорожные фонды, не соответствующим Конституции
Российской Федерации, ее статье 5 (части 1 и 4).
2. Признать пункт 4 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" в части,
устанавливающей, что уплачиваемые в городах
Москве и Санкт-Петербурге (как и в других
субъектах Российской Федерации) налог на
реализацию горюче-смазочных материалов и акцизы
с продажи легковых автомобилей в личное
пользование граждан зачисляются в Федеральный
дорожный фонд Российской Федерации,
соответствующим Конституции Российской
Федерации.
Признать пункт 4 статьи 3 Закона
Российской Федерации "О дорожных фондах в
Российской Федерации" в части,
устанавливающей, что уплачиваемые в городах
Москве и Санкт-Петербурге (в отличие от других
субъектов Российской Федерации) налоги на
пользователей автомобильных дорог, с владельцев
транспортных средств и на приобретение
автотранспортных средств (кроме приобретаемых
гражданами в личное пользование легковых
автомобилей) зачисляются в Федеральный дорожный
фонд Российской Федерации, не соответствующим
Конституции Российской Федерации, ее статье 5
(части 1 и 4).
3. Согласно частям первой и второй
статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской
Федерации" настоящее Постановление является
окончательным, не подлежит обжалованию, вступает
в силу немедленно после его провозглашения и
действует непосредственно.
4. Согласно статье 78 Федерального
конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" настоящее
Постановление подлежит незамедлительному
опубликованию в "Собрании законодательства
Российской Федерации", "Российской
газете", иных официальных изданиях органов
государственной власти Российской Федерации,
Москвы и Санкт-Петербурга. Постановление должно
быть также опубликовано в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
№ 16-П |