Конституционный Суд Российской
Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина,
заместителя Председателя Н.В.Витрука, секретаря
Ю.Д.Рудкина, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова,
Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, В.О.Лучина,
Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева,
О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева,
с участием представителей стороны,
направившей ходатайство в Конституционный Суд
Российской Федерации, С.В.Володина - первого
заместителя заведующего юридическим отделом
Верховного Совета Российской Федерации,
В.Г.Вишнякова - доктора юридических наук;
представителя стороны, издавшей рассматриваемый
Указ, В.А.Михайлова - заместителя председателя
Государственного комитета Российской Федерации
по делам федерации и национальностей,
руководствуясь частью первой
статьи 165 и статьей 1651 Конституции
Российской Федерации, пунктом 1 части второй
статьи 1, частью второй статьи 32, пунктом 3 части
первой и частью второй статьи 57 Закона о
Конституционном Суде Российской Федерации,
рассмотрел в открытом заседании
дело о проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от 15 марта 1993
года № 341 "О реформировании военных структур,
пограничных и внутренних войск на территории
Северо-Кавказского региона Российской Федерации
и государственной поддержке казачества" в
части, касающейся несения военной службы
казаками.
Поводом к рассмотрению дела,
согласно части четвертой статьи 58 Закона о
Конституционном Суде Российской Федерации,
явилось ходатайство Верховного Совета
Российской Федерации, в котором содержится
требование признать названный Указ Президента
Российской Федерации не соответствующим
Конституции Российской Федерации в части,
касающейся несения военной службы казаками.
Основанием к рассмотрению дела,
согласно части первой статьи 58 Закона о
Конституционном Суде Российской Федерации,
явилась обнаружившаяся неопределенность в
вопросе о том, соответствует ли названный Указ в
части, касающейся несения военной службы
казаками, Конституции Российской Федерации с
точки зрения установленного в Российской
Федерации разделения законодательной,
исполнительной и судебной властей,
закрепленного Конституцией Российской
Федерации разграничения компетенции между
высшими органами государственной власти и
управления Российской Федерации.
Заслушав выступление
судьи-докладчика Б.С.Эбзеева, объяснения сторон,
показания экспертов, изучив представленные
документы, Конституционный Суд Российской
Федерации, руководствуясь частью четвертой
статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном
Суде Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
1. Президент
Российской Федерации 15 марта 1993 года издал Указ
№ 341
"О реформировании военных структур,
пограничных и внутренних войск на территории
Северо-Кавказского региона Российской Федерации
и государственной поддержке казачества",
которым, в частности, установлено, что казаки
проходят военную службу, как правило, в казачьих
соединениях и частях Вооруженных Сил Российской
Федерации, пограничных войск Министерства
безопасности Российской Федерации, специальных
казачьих моторизованных воинских частях и
частях оперативного назначения внутренних
войск Министерства внутренних дел Российской
Федерации в соответствии с Законом Российской
Федерации от 11 февраля 1993 года "О воинской
обязанности и военной службе" и общевоинскими
уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министерствам обороны, безопасности и
внутренних дел Российской Федерации
предписывается утвердить перечень казачьих
соединений и частей в рамках существующих
структур и численности названных войск; внести в
установленном порядке предложения по присвоению
казачьим соединениям и частям традиционных
казачьих наименований и по дополнению
действующих законодательных актов нормами,
предусматривающими учреждение казачьих
воинских званий, парадной формы одежды и
отличительных знаков; при подготовке проектов
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации и проекта закона о формировании и
подготовке резерва Вооруженных Сил, федеральных
органов безопасности и пограничных войск
Российской Федерации учесть предложения
казачества.
По мнению ходатайствующей стороны,
рассматриваемый Указ Президента Российской
Федерации устанавливает особый порядок несения
военной службы казаками и в силу этого не
соответствует статьям 1, 3, 29, 6710, 104, 109, 1215,
1218 Конституции Российской Федерации с
точки зрения разделения властей и разграничения
компетенции между высшими органами
государственной власти и управления Российской
Федерации.
2. Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года
"О реабилитации репрессированных народов"
казачество как исторически сложившаяся
культурно-этническая общность признано
репрессированным. Указом Президента Российской
Федерации от 15 июня 1992 года № 632 "О мерах по
реализации Закона Российской Федерации
"О реабилитации репрессированных
народов" в отношении казачества" и
постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 16 июля 1992 года "О реабилитации
казачества" в целях восстановления
исторической справедливости и полной
реабилитации казачества предусматривается
поэтапное экономическое и культурное
возрождение казачества, даются поручения и
рекомендации Правительству и ряду министерств
Российской Федерации о разработке
государственной программы возрождения
российского казачества.
В частности, пункт 3 названного
постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 16 июля 1992 года предусматривает
возрождение, в пределах действующего
законодательства, традиционного для казачества
несения военной службы в частях Вооруженных Сил
и пограничных войск Российской Федерации, а
пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации
от 15 июня 1992 года № 632 министерствам обороны и
внутренних дел Российской Федерации совместно с
другими заинтересованными органами поручается
внести предложения о порядке и особенностях
прохождения представителями казачества военной
службы, а также охраны границы и общественного
порядка.
Таким образом, рассматриваемый
Указ Президента Российской Федерации
основывается на ранее принятых актах и формирует
механизм их реализации.
Из Указа не следует, что им
установлен особый порядок прохождения военной
службы казаками, как это утверждается
ходатайствующей стороной. Напротив, в нем
указано, что казаки проходят военную службу в
соответствии с Законом Российской Федерации
"О воинской обязанности и военной службе" и
общевоинскими уставами Вооруженных Сил
Российской Федерации. Это согласуется со статьей
6710 Конституции Российской Федерации,
устанавливающей, что граждане России несут
военную службу в соответствии с федеральным
законом.
Согласно статье 29 Конституции
Российской Федерации правила призыва на военную
службу и ее несение военнослужащими
устанавливаются законом. Это конституционное
положение реализовано в Законах Российской
Федерации от 11 февраля 1993 года "О воинской
обязанности и военной службе" и от 24 сентября
1992 года "Об обороне", регулирующих порядок
призыва, воинского учета и подготовки граждан к
военной службе.
Осуществление закрепленных в
данных нормативных актах мер по комплектованию
Вооруженных Сил возложено на органы
исполнительной власти. Так, в соответствии с
частью второй статьи 8 Закона Российской
Федерации "О воинской обязанности и военной
службе" комиссия по постановке граждан на
воинский учет утверждается решением главы
местной администрации; в соответствии с частью
первой статьи 23 Закона призыв граждан на военную
службу организует глава администрации района
или города совместно с военным комиссаром района
или города. Этим нормам соответствует положение
Указа, регламентирующее вопросы организации
воинского учета и призыва на военную службу
казаков. Рекомендованные главам администраций
на территориях компактного проживания
казачества меры по подготовке молодежи к военной
службе также основаны на положениях раздела III
Закона. Участие представителей казачества в
решении вопросов комплектования Вооруженных Сил
не противоречит и статье 26 Закона, которая
предусматривает возможность включения в состав
призывных комиссий наряду с должностными лицами
также иных лиц.
Таким образом, вопросы организации
воинского учета и подготовки казаков к военной
службе, их призыва на военную службу и учебные
сборы, а также несения ими военной службы
решаются в Указе в соответствии с действующим
законодательством; каких-либо привилегий и
преимуществ, как полагает ходатайствующая
сторона, для них не предусматривается; в полной
мере сохраняется для казаков экстерриториальный
принцип комплектования Вооруженных Сил
Российской Федерации, установленный в части
первой статьи 12 Закона Российской Федерации
"Об обороне".
3. Положение пункта 2
рассматриваемого Указа, устанавливающее, что
казаки проходят военную службу, как правило, в
казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил
Российской Федерации, пограничных войск
Министерства безопасности Российской Федерации,
специальных казачьих моторизованных воинских
частях и частях оперативного назначения
внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации, соответствует
постановлению Верховного Совета Российской
Федерации от 16 июля 1992 года "О реабилитации
казачества". Данным актом Правительству было
рекомендовано до 1 ноября 1992 года разработать
нормативные акты, регулирующие порядок
применения признанных за казачеством прав, в том
числе касающихся несения военной службы в частях
Вооруженных Сил и пограничных войск Российской
Федерации. Кроме того, в части второй пункта 3
этого постановления предусмотрено, что
признанные за казачеством права, в том числе на
несение военной службы, обеспечиваются
Верховным Советом Российской Федерации,
Верховными Советами республик в составе
Российской Федерации, краевыми, областными
Советами народных депутатов, Советами народных
депутатов автономной области, автономных
округов, Московским и Санкт-Петербургским
городскими советами народных депутатов и
исполнительными органами соответствующих
уровней.
4. Пункт 3, подпункты "в" и
"г" пункта 5 рассматриваемого Указа
предписывают министерствам обороны,
безопасности и внутренних дел Российской
Федерации внести в установленном порядке
предложения по присвоению казачьим соединениям
и частям традиционных казачьих наименований и по
дополнению законодательных актов нормами,
предусматривающими учреждение казачьих
воинских званий, парадной формы одежды и
отличительных знаков; при подготовке проектов
общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации и проекта закона о формировании и
подготовке резерва Вооруженных Сил, федеральных
органов безопасности и пограничных войск
Российской Федерации учесть предложения
казачества.
Президент Российской Федерации,
который согласно пункту 6 статьи 1215
Конституции Российской Федерации, Закону
Российской Федерации от 22 декабря 1992 года "О
Совете Министров - Правительстве Российской
Федерации" руководит деятельностью
Правительства и принимает в рамках действующего
законодательства меры для эффективного
осуществления Правительством своих полномочий,
правомочен давать соответствующие поручения
Правительству и министерствам, оформлять их в
виде указа или распоряжения. Следовательно,
Президент Российской Федерации правомерно
возлагает на соответствующие министерства
подготовку предложений, в том числе в области
обороны и обеспечения государственной
безопасности Российской Федерации, реализация
которых связана с их оформлением актами
Верховного Совета и Правительства Российской
Федерации.
Одновременно пунктом 3
рассматриваемого Указа министерствам обороны,
безопасности и внутренних дел Российской
Федерации предписывается утвердить перечень
казачьих соединений и частей в рамках
существующих структур и численности войск.
Данное предписание не изменяет состава
Вооруженных Сил и других войск Российской
Федерации и не противоречит, в частности, статье
11 Закона Российской Федерации "Об обороне",
согласно которой Вооруженные Силы Российской
Федерации состоят из органов управления,
объединений, соединений, воинских частей,
учреждений, военных академий, институтов и
училищ, и статье 4 Закона Российской Федерации от
24 сентября 1992 года "О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской
Федерации", согласно которой внутренние
войска МВД Российской Федерации состоят из
воинских частей оперативного назначения и
специальных моторизованных воинских частей.
Президент Российской Федерации,
являясь высшим должностным лицом Российской
Федерации и главой исполнительной власти в
Российской Федерации (часть первая статьи 1211
Конституции Российской Федерации), согласно
абзацу первому пункта 11 статьи 1215
Конституции Российской Федерации принимает меры
по обеспечению государственной и общественной
безопасности страны. Согласно части первой
статьи 12 Закона Российской Федерации от 5 марта
1992 года
"О безопасности" силы и средства
безопасности создаются и развиваются в
Российской Федерации в соответствии с решениями
Верховного Совета, указами Президента
Российской Федерации, программами обеспечения
безопасности, а Вооруженные Силы, федеральные
органы безопасности, органы внутренних дел,
пограничные войска и внутренние войска входят в
состав сил обеспечения безопасности.
Возможность принятия Президентом
Российской Федерации (в пределах
предусмотренных законодательством полномочий)
правовых актов в данной сфере вытекает и из
статьи 2 Закона Российской Федерации "О
воинской обязанности и военной службе", часть
первая которой определяет, что
"законодательство Российской Федерации о
воинской обязанности и военной службе
основывается на Конституции (Основном Законе)
Российской Федерации, включает Закон Российской
Федерации "Об обороне", настоящий Закон, а
также другие законы Российской Федерации и иные
правовые акты органов государственной власти и
управления, местных Советов народных депутатов,
местной администрации, принятые в пределах их
полномочий".
Таким образом, рассматриваемым
Указом Президента Российской Федерации не
устанавливается особый порядок несения военной
службы казаками и не создаются новые виды
воинских соединений и частей, существующим
воинским соединениям и частям не присваиваются
традиционные казачьи наименования, а в
законодательство не вводятся новые нормы о
казачьих воинских званиях, парадной форме одежды
и не меняются правила воинского учета и призыва
граждан на военную службу. Расширительное
истолкование Указа Президента Российской
Федерации в смысле предоставления казакам
привилегий и льгот в несении службы, не
предусмотренных законами Российской Федерации,
не соответствует Конституции Российской
Федерации и конкретизирующему ее
законодательству в области обороны и
обеспечения государственной безопасности.
Рассмотрение во взаимосвязи норм
Конституции и законом Российской Федерации
позволяет сделать вывод о том, что Указ
Президента Российской Федерации от 15 марта 1993
года "О реформировании военных структур,
пограничных и внутренних войск на территории
Северо-Кавказского региона Российской Федерации
и государственной поддержке казачества" в
части, касающейся несения военной службы
казаками, соответствует Конституции Российской
Федерации с точки зрения установленного в
Российской Федерации разделения
законодательной, исполнительной и судебной
властей и разграничения компетенции между
высшими органами государственной власти и
управления Российской Федерации (статьи 1, 3, 4, 109,
1211, 1215 и 1218).
На основании изложенного и
руководствуясь пунктами 5 и 6 части первой статьи
58 и пунктом 1 части первой статьи 64 Закона о
Конституционном Суде Российской Федерации,
Конституционный Суд Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать
пункты 2 и 3, подпункты "в", "г" пункта 5
Указа Президента Российской Федерации от 15 марта
1993 года № 341 "О реформировании военных
структур, пограничных и внутренних войск на
территории Северо-Кавказского региона
Российской Федерации и государственной
поддержке казачества", касающиеся несения
военной службы казаками, соответствующими
Конституции Российской Федерации.
2. Согласно статьям 49 и 50 Закона о
Конституционном Суде Российской Федерации
настоящее Постановление вступает в силу
немедленно после его провозглашения, является
окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Согласно части первой статьи 84
Закона о Конституционном Суде Российской
Федерации настоящее Постановление подлежит
опубликованию в "Ведомостях Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации" не позднее чем в
семидневный срок после его изложения, а также в
"Российской газете".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.Рудкин
№ 16-П |