официальный сервер
http://ks.rfnet.ru

gerb (2,61k)

103132, Москва
ул.Ильинка д.21

Именем
Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу о проверке конституционности Постановления Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года ''О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года №1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации"

город Москва

9 июня 1992 года

   
     Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, заместителя Председателя Н.В.Витрука, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева,
     с участием представителей Центрального комитета Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России как стороны, направившей ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации,

     И. А. Шинкевича - председателя ЦК названного профсоюза,
     В. Г. Харланова - члена президиума ЦК того же профсоюза,
     Ф. С. Хейфеца - председателя Президиума Московской городской коллегии адвокатов,
     (представитель стороны, издавшей нормативные акты, в заседание не явился),
     руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 1651 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 части второй статьи 1, частью четвертой статьи 41, пунктом 3 части первой статьи 57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации".
     Поводом к рассмотрению дела, согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явилось ходатайство Центрального комитета Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России о проверке конституционности постановления Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" в части переноса отоваривания чеков на легковые автомобили со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года и постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации" в части индексации целевых чеков, выданных владельцам до 1 января 1992 года.
     Аналогичное ходатайство о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 поступило от народного депутата Российской Федерации Ю.И.Семукова.
     Основанием к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации данного дела, согласно части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли названные правовые акты Конституции Российской Федерации по содержанию норм, характеру затронутых в них вопросов, с точки зрения установленного в Российской Федерации разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и закрепленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации.
     Руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

у с т а н о в и л:

     Приказом председателя Правления Сберегательного банка СССР и министра торговли СССР от 29 июля 1988 года утверждены Правила приема учреждениями Сберегательного банка СССР целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей от работников, занятых на строительстве и эксплуатации объектов ряда регионов Российской Федерации, включая Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль, путем перечисления заработной платы и наличных денег на такие вклады. По условиям вкладов накопление необходимых средств производилось по заявлению работника в течение трех-пяти лет, после чего при наличии суммы, достаточной для оплаты стоимости автомобиля, учреждения Сберегательного банка обязаны были выдать вкладчику целевой чек.
     Целевой чек предоставлял право на покупку вне очереди по месту прописки в определенных специализированных магазинах легковых автомобилей обусловленной модели и по установленной цене. Контроль за исполнением указанных Правил был возложен на председателя Российского республиканского банка, рад начальников областных и республиканских управлений Сбербанка, на министерства торговли союзных республик, выделявшие для этой цели фонды соответствующим магазинам.
     На основании данных Правил, действие которых на территории России Правительство Российской Федерации не оспаривает, возникли многочисленные договорные обязательства между гражданами и государством. В этих обязательствах, регулируемых гражданским законодательством, гражданин выступает в качестве кредитора, а государство - должника. Правопреемником и гарантом по указанным обязательствам государства является Правительство России в лице Сберегательного банка и Министерства торговли Российской Федерации.
     Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" в целях стимулирования поставок сельхозпродукции выделялись товарные фонды, в том числе легковые автомобили, для встречной продажи колхозам, совхозам, крестьянским (фермерским) и другим хозяйствам, а также коллективам перерабатывающих и заготовительных организаций и предприятий. Кроме того, распоряжением предусмотрено эти фонды выделить "во втором полугодии 1991 года дополнительно за счет уменьшения фондов на второе полугодие 1991 года всем потребителям, расположенным на территории Российской Федерации" (пункт 3).
     Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "0 мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "0 дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" отоваривание чеков БАМа на легковые автомобили в количестве 53,3 тыс. штук перенесено со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года, а Сберегательному банку РСФСР предложено продлить срок действия указанных чеков (пункт 4).
     Перенесение сроков, т. е. отсрочка отоваривания целевых чеков, по существу представляет собой одностороннее изменение государством условий исполнения обязательств (мораторий). Эта отсрочка не диктовалась какой-либо чрезвычайной ситуацией, действием непреодолимой силы и другими исключительными обстоятельствами, которые могут служить основанием для объявления моратория и которые могли бы быть использованы для одностороннего перенесения сроков исполнения договорных обязательств. Тем самым были нарушены конституционные права и свободы граждан, в том числе имущественные, предусмотренные статьями 10, 13, 17, 33, 52 Конституции Российской Федерации, что привело к ограничению свободы экономической деятельности граждан как собственников. Однако любые временные ограничения прав и свобод человека и гражданина в соответствии со статьей 673 Конституции допускаются лишь в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом Российской Федерации. В данном случае такие обстоятельства отсутствовали.
     Правительство Российской Федерации, отсрочив без достаточных оснований и вопреки требованиям статей 168 и 169 Гражданского кодекса РСФСР исполнение обязательств, в одностороннем порядке изменило условия этих договорных обязательств. В данном случае Правительство действовало противоправно, так как в нарушение требований статьи 5 Гражданского кодекса РСФСР осуществило, используя свои властные полномочия, принадлежащие ему в данных обстоятельствах гражданские права в противоречии с их назначением, необоснованно предоставив преимущества подчиненным ему органам, на которые возложено исполнение обязательств перед гражданами по отовариванию чеков на легковые автомобили. Нарушив имущественные права и интересы граждан, оно вышло за пределы своей компетенции, предусмотренной, в частности, пунктом 3 части второй статьи 125, обязывающим Правительство обеспечивать и защищать права и свободы граждан, и статьей 127 Конституции Российской Федерации.
     В период действия отсрочки исполнения обязательств, установленной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года №403, Президент Российской Федерации издал Указ от 3 декабря 1991 года № 297 "О мерах по либерализации цен", которым со 2 января 1992 года отменено государственное регулирование цен на многие товары народного потребления, включая легковые автомобили.
     В результате гражданам, у которых возникло право на покупку легковых автомобилей по целевым вкладам и целевым чекам во втором полугодии 1991 года и которые вследствие переноса сроков исполнения обязательств на 1992 год не смогли реализовать это право, был причинен значительный ущерб, вызванный резким увеличением розничных цен на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценивании стоимости целевых вкладов граждан и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами.
     Фактическим признанием этого явилось постановление Правительства Российской Федерации от 24 январи 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации", которым установлена частичная компенсация стоимости легковых автомобилей в виде индексации 100 процентов суммы целевого чека, выданного до 1 января 1992 года, и 100 процентов суммы остатка по целевому вкладу на 1 января 1992 года. Кроме того, снижены размеры ставок акцизов на легковые автомобили, реализуемые по целевым чекам, до 0,5 процента. Индексация должна осуществляться за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
     Однако данное постановление не отвечает требованиям Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановления Верховного Совета РСФСР о порядке введения этого Закона в действие.
     Согласно статьям 1, 6 и 8 указанного Закона индексация вкладов вводится, в частности, с целью поддержания покупательной способности сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен путем изменения процентных ставок за счет доходов банка. Пунктом 1 постановления о введении этого Закона в действие Совету Министров РСФСР совместно с Центральным банком России поручено в месячный срок разработать и представить на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР проект положения о компенсации населению потерь от обесценивания доходов по государственным займам и государственным ценным бумагам. Однако такой проект до настоящего времени не представлен.
     Вопреки требованиям Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 предусмотрена лишь частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков граждан, установлены иные, чем указано в Законе, способы и источники средств для индексации. Тем самым Правительство не обеспечило покупательную способность вкладов граждан, предназначенных по условию договора на конкретные цели - приобретение легковых автомобилей.
     Недостаточность частичной компенсации обесцененных целевых чеков и вкладов и необоснованность отказа от принципа полного возмещения вреда фактически признаны в Указе Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по упорядочению торговли легковыми автомобилями по целевым чекам, выданным учреждениями Республики Саха (Якутия) Сберегательного банка Российской Федерации", предоставившем полную компенсацию для вкладчиков Республики Саха (Якутия).
     Частичная компенсация целевых чеков и целевых вкладов нарушает требование статьи 672 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, и гражданского законодательства России (статьи 219 и 225 Гражданского кодекса РСФСР) о полном возмещении убытков гражданам-кредиторам, возникших как в результате просрочки исполнения обязательства должником (в данном случае органами, подчиненными Правительству Российской Федерации), так и в результате издания не соответствующего закону акта органов государственного управления, нарушающего права собственника (объявления моратория).
     Таким образом, Правительством нарушена не только статья 672, но и статья 127 Конституции Российской Федерации, поскольку рассматриваемое постановление Правительства противоречит требованиям указанных выше норм Гражданского кодекса РСФСР, статьи 32 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", части второй статьи 20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
     Рассматриваемые постановления Правительства Российской Федерации вопреки статье 10 Конституции ограничили пределы свободы экономической деятельности граждан по сравнению с действующим законодательством, нарушили их имущественные права и интересы, гарантируемые статьями 13, 32, 34, 52 и 672 Конституции Российской Федерации.
     На основании указанных норм законодательных актов у граждан, право которых на получение автомобилей, основанное на договорных обязательствах, было нарушено неправомерной отсрочкой, установленной Правительством Российской Федерации, в свою очередь возникло право требовать полного возмещения убытков в порядке искового производства.
     Таким образом, пункт 4 постановления Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" в части переноса сроков отоваривания чеков работников БАМа на легковые автомобили в количестве 53,3 тыс. штук со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации" не соответствуют статьям 10, 13, 33, 34, 52, 672, 127 и 184 Конституции Российской Федерации.
     На основании изложенного, руководствуясь пунктами 1, 2, 6 части первой статьи 58, пунктом 2 части первой статьи 64 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

п о с т а н о в и л:

     1. Признать постановление Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" в части переноса сроков отоваривания чеков работников БАМа на легковые автомобили в количестве 53,3 тыс. штук со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации" не соответствующими Конституции Российской Федерации.
     2. Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
     3. Согласно частям второй и пятой статьи 65 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации с момента провозглашения настоящего Постановления считаются недействующими положения постановления Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года № 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" в части переноса сроков отоваривания чеков работников БАМа на легковые автомобили в количестве 53,3 тыс. штук со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года (пункт 4) и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации", а правоотношения, оформившиеся на основании данных нормативных актов, приводятся к состоянию, существовавшему до их применения.
     4. Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано в "Российской газете" и во всех других печатных органах, где были опубликованы постановление Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года № 403 "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года

№ 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года № 43 "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации                                                                  В.Д.Зорькин

За Секретаря
Конституционного Суда
Российской Федерации                                                                  Н.В.Витрук

№ 7-П