официальный сервер
http://ks.rfnet.ru

gerb (2,61k)

103132, Москва
ул.Ильинка д.21

Именем
Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу о проверке конституционности Постановления Верховного
Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года
"О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР"

город Москва

19 мая 1992 года

 
     Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, заместителя Председателя Н.В.Витрука, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева,
     с участием представителей группы народных депутатов Российской Федерации, направившей ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации,        

     В.Н.Подопригоры - председателя Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политике и сотрудничеству,
     С.Е.Донцова - кандидата юридических наук; представителей Верховного Совета Российской Федерации как стороны, издавшей рассматриваемый акт,
     Г.С.Жукова - председателя Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления,   
     И.В.Муравьева - заместителя председателя того же Комитета,
     руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 1651 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части первой статьи 57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года № 2053-1 "О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР" (опубликовано в "Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1992, № 5, ст. 177).
     Поводом к рассмотрению дела, согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, послужило ходатайство группы народных депутатов Российской Федерации, содержащее требование признать названное постановление неконституционным.
     Основанием для рассмотрения дела, согласно части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли названное постановление Конституции Российской Федерации по содержанию норм и форме.
     Руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

у с т а н о в и л:

     1. Законом РСФСР от 24 мая 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" статья 183 Конституции РСФСР, определяющая, что столицей России является город Москва, была дополнена следующим положением: "Статус столицы, структура и компетенция органов власти и управления города Москвы устанавливаются законом РСФСР".
     Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года №2053-1"О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР" было определено, что компетенция, порядок организации и деятельности органов власти и управления города Москвы регулируются Законом РСФСР от 6 июля 1991 года "О местном самоуправлении в РСФСР". Указанные органы, кроме того, дополнительно наделялись полномочиями краевых, областных органов власти и управления в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции РСФСР. В пункте 2 постановления также устанавливалось, что "правоотношения, связанные со статусом города Москвы как столицы РСФСР, в том числе взаимные права и обязательства органов государственной власти и управления РСФСР и города Москвы, регулируются отдельным законом РСФСР".
     В ходатайстве народных депутатов отмечается, что постановление Верховного Совета от 18 декабря 1991 года не соответствует статье 183 Конституции РСФСР (в редакции от 24 мая 1991 года). По их мнению, употребление в указанной статье термина "закон" в единственном числе свидетельствует о том, что законодатель в одном акте, а именно в едином законе, должен закрепить и статус Москвы как столицы, и структуру органов власти и управления Москвы как города. Постановление Верховного Совета от 18 декабря 1991 года, как полагают авторы ходатайства, напротив, исходит из того, что нет единого статуса Москвы, а есть статус Москвы-города и статус Москвы-столицы.
     Законодатель употребляет в Конституции термин "закон" для обозначения акта высшей юридической силы, изданного высшим органом государственной власти, отличающегося от иных правовых актов. Норма статьи 183 в редакции от 24 мая 1991 года, рассматриваемая в совокупности с другими нормами статей Конституции РСФСР, не позволяет сделать вывод о том, сколько таких законов в данном случае необходимо иметь - один или несколько. Этот вопрос не решен ни в статье 183 в редакции от 24 мая 1991 года, ни в других статьях Конституции РСФСР в ныне действующей редакции (например, в статьях 3, 33, 34, 36, 40, 44).
     Однако на четвертом Съезде народных депутатов Российской Федерации при дополнении статьи 183 Конституции воля законодателя была направлена на то, чтобы регулирование всего комплекса отношений, связанных со статусом столицы, структурой и компетенцией органов власти и управления города Москвы, осуществлялось в одном законе.
     2. В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 109 Конституции, Верховный Совет вправе толковать законы, в том числе Основной Закон Российской Федерации. Что касается рассматриваемого постановления Верховного Совета, то оно не является лишь актом толкования. В нем не разъясняются употребляемые в статье 183 Конституции понятия "статус столицы", "структура органов власти и управления города Москвы", а устанавливаются, по существу, две новые нормы, касающиеся компетенции, порядка организации и деятельности органов власти и управления Москвы. При этом законодатель в постановлении оперирует иными, нежели в статье 183 Конституции, понятиями: в нем идет речь не о структуре и компетенции органов власти и управления города Москвы, а о компетенции, порядке организации и деятельности этих органов.
     В постановлении Верховного Совета назван конкретный закон, а именно Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", которым должны регулироваться компетенция, порядок организации и деятельности органов власти и управления города Москвы, а также указано на необходимость регулирования отдельным законом статуса Москвы как столицы Российской Федерации. Но ни в Конституции, ни в Законе "О местном самоуправлении в РСФСР" не содержится указаний на то, что действие данного Закона распространяется на город Москву. Нормоустановительный характер имеет и положение рассматриваемого постановления о наделении органов власти и управления города Москвы полномочиями краевых, областных органов власти и управления.
     Верховный Совет Российской Федерации вправе устанавливать статус столицы, структуру и компетенцию органов власти и управления города Москвы только в форме закона. Принятие же Верховным Советом постановления, а не закона противоречит статье 183 Конституции как в прежней, так и в ныне действующей редакции. Своим постановлением Верховный Совет фактически внес изменение в Конституцию. Между тем внесение изменений и дополнений в Конституцию относится к исключительному ведению Съезда народных депутатов Российской Федерации.
     Таким образом, в постановлении Верховного Совета был искажен смысл статьи 183 Конституции.
     3. Статья 183 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года устанавливает, что статус столицы, структура и компетенция органов власти и управления города Москвы регулируются законами Российской Федерации, а не одним законом. Новая редакция не меняет вывода о несоответствии рассматриваемого постановления Верховного Совета Конституции Российской Федерации. Сам факт изменения статьи 183 Конституции является доказательством того, что Верховный Совет в своем постановлении от 18 декабря 1991 года вышел за пределы толкования.
     Новая редакция статьи 183 Конституции Российской Федерации не подтверждает и позиции Верховного Совета относительно того, что статус и компетенция органов власти и управления города Москвы определяются, в частности, Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".
     Конституция Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года не относит Советы народных депутатов городов Москвы и Санкт-Петербурга к системе местного самоуправления. Они входят в систему представительных органов государственной власти наряду с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов (статья 85 раздела IV "Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания", раздел VII "Местное самоуправление в Российской Федерации" Конституции в редакции от 21 апреля 1992 года). Распространение действия Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" на город Москву противоречит этим новым конституционным положениям о разграничении системы представительных органов государственной власти и системы местного самоуправления.
     Рассматриваемым постановлением Верховного Совета нарушается и компетенция федеральных органов государственной власти, закрепленная в Конституции Российской Федерации.
     Пунктом "г" части первой статьи 72 Основного Закона в редакции от 21 апреля 1992 года к ведению федеральных органов государственной власти отнесено установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Что касается других вопросов, относящихся к статусу города Москвы, то в соответствии с пунктами "а", "в" и "м" части первой, частями второй и третьей статьи 8411 Конституции Российской Федерации их решение входит в совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и Московского городского Совета народных депутатов.
     В сфере совместного ведения федеральные органы государственной власти издают Основы законодательства, в том числе по вопросам установления общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Санкт- Петербурге. В соответствии с федеральными законами, Московский городской Совет народных депутатов, согласно пункту "г" части первой статьи 72, пунктам "а", "в", и "м" части первой, частям второй и третьей статьи 8411 и статье 8412 Конституции, вправе осуществлять в пределах своей компетенции собственное правовое регулирование, принимая Устав города Москвы и другие правовые акты.
      В силу пункта 66 раздела VIII Закона Российской Федерации от 21 апреля 1992 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", до принятия предусмотренных статьей 8411 Конституции Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти и краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских Советов народных депутатов применяются действующие законы Российской Федерации, относящиеся к краевым, областным, Московскому и Санкт-Петербургскому городским Советам народных депутатов, в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. До принятия законов по указанным вопросам, а также при противоречии действующих законов Конституции краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский городские Советы народных депутатов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование (часть третья статьи 8411 Конституции).
     Таким образом, постановление Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года № 2053-1"О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР" не соответствует статье 183 Конституции Российской Федерации в прежней и ныне действующей редакциях, а также пункту "г" части первой статьи 72, пунктам "а", "в" и "м" части первой, частям второй и третьей статьи 8411, статьям 8412 и 85 Конституции Российской Федерации.
     На основании изложенного и руководствуясь пунктами 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 58, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 64 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

п о с т а н о в и л:

     Признать постановление Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года
№ 2053-1"О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР" не соответствующим Конституции Российской Федерации.
     Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
     Согласно частям второй и пятой статьи 65 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации с момента провозглашения настоящего Постановления признаются недействующими положения других нормативных актов, основанных на постановлении Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года №2053-1"О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР", а правоотношения, оформившиеся на основании указанного постановления Верховного Совета, приводятся к состоянию, существовавшему до его применения.
     Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано во всех печатных органах, где было опубликовано постановление Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года № 2053-1"О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР".

Конституционный Суд
Российской Федерации

№ 5-П