Конституционный Суд Российской
Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина,
заместителя Председателя Н.В.Витрука, секретаря
Ю.Д.Рудкина, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова,
Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, В.О.Лучина,
В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова,
Б.С.Эбзеева,
с участием представителя группы
народных депутатов Российской Федерации,
направившей ходатайство в Конституционный Суд
Российской Федерации, Е.А.Суханова - доктора
юридических наук (представитель Президиума
Верховного Совета Российской Федерации как
стороны, принявшей рассматриваемое
постановление, не явился),
руководствуясь частью первой
статьи 165 Конституции РСФСР, пунктом 1 части
второй статьи 1, пунктом 2 части первой и частью
второй статьи 57 Закона РСФСР
"О Конституционном Суде РСФСР",
рассмотрел в открытом заседании
дело о проверке конституционности постановления
Президиума Верховного Совета Российской
Федерации от 3 февраля 1992 года № 2275-1 "О
Всероссийском агентстве по авторским правам"
(опубликовано в "Ведомостях Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации", 1992, № 7, ст. 328).
Поводом к рассмотрению дела,
согласно части четвертой статьи 58 Закона РСФСР
"О Конституционном Суде РСФСР", явилось
ходатайство группы народных депутатов
Российской Федерации о проверке
конституционности постановления Президиума
Верховного Совета Российской Федерации от 3
февраля 1992 года № 2275-1
"О Всероссийском агентстве по авторским
правам". В ходатайстве содержится требование
признать указанное постановление
неконституционным.
Основанием для рассмотрения
Конституционным Судом Российской Федерации
данного дела, согласно пунктам 1, 2, 5 и 6 части
первой статьи 58 Закона РСФСР
"О Конституционном Суде РСФСР", явилась
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствует ли данное постановление
Конституции по содержанию норм, характеру
затронутых в нем вопросов, с точки зрения
установленного в Российской Федерации
разделения законодательной и исполнительной
властей, а также разграничения компетенции между
высшими органами государственной власти и
управления Российской Федерации.
Руководствуясь частью четвертой
статьи 1 и статьей 32 Закона РСФСР
"О Конституционном Суде РСФСР",
Конституционный Суд Российской Федерации
у с т а н о в и л:
3 февраля 1992
года Президиум Верховного Совета Российской
Федерации принял постановление № 2275-1 "О
Всероссийском агентстве по авторским правам",
в котором содержится предписание о создании
Всероссийского агентства по авторским правам
(ВААП) "в связи с упразднением
Государственного агентства СССР по авторским и
смежным правам (ГААСП СССР) как союзного органа
государственного управления и необходимостью
продолжения деятельности по обеспечению
интересов авторов на территории Российской
Федерации, в том числе и по выполнению
международных обязательств в сфере охраны
авторских прав". Предусмотрено сохранение за
создаваемым Всероссийским агентством по
авторским правам материальной базы бывшего
Государственного агентства СССР по авторским и
смежным правам. Постоянной Комиссии Совета
Республики по культуре и Комитету Верховного
Совета Российской Федерации по науке и народному
образованию поручено подготовить совместно с
представителями создаваемой организации
предложения о функциях и материально-финансовом
обеспечении ВААП.
Приняв указанное постановление,
Президиум Верховного Совета Российской
Федерации вышел за рамки своей компетенции,
установленной статьями 113 и 114 Конституции РСФСР,
согласно которым он обеспечивает организацию
работы Съезда народных депутатов Российской
Федерации, Верховного Совета Российской
Федерации и выполняет некоторые другие функции.
Полномочия, предоставленные Президиуму
Конституцией РСФСР, а также Регламентом
Верховного Совета Российской Федерации,
действующими законами Российской Федерации, ни
прямо, ни косвенно не дают ему права принимать
решения по вопросам создания, преобразования или
ликвидации общественных объединений,
определения их функций, прав и обязанностей.
Постановление Президиума
Верховного Совета Российской Федерации от 3
февраля 1992 года нарушает статью 49 Конституции
РСФСР, устанавливающую конституционный статус
общественных объединений.
Рассматриваемое постановление
фактически одобряет Устав Всероссийского
агентства по авторским правам. Между тем этот
Устав содержит существенные ограничения
конституционных прав авторов. По Уставу ВААП
осуществляет реализацию и защиту авторских прав
"на коллективной основе в тех сферах
использования произведений, в которых
индивидуальное осуществление авторских прав
практически невозможно или затруднительно ( при
публичном исполнении, механической записи и
воспроизведении и т. п.)", а также сбор,
распределение и выплату гонораров,
предоставляет лицензии на использование
произведений.
В Уставе прямо говорится, что агентство
"предъявляет от своего имени в качестве
представителей авторов судебные иски... ведет
гражданские дела во всех судебных учреждениях со
всеми правами, какие предоставлены законом
истцу, ответчику, третьему лицу..." Другими
словами, ВААП наделяется функциями законного
представителя автора, который при этом
фактически лишается возможности самостоятельно
осуществлять свои права.
Получение ВААП возможности
выступать от имени автора непосредственно, в
качестве "законного представителя",
противоречит части второй статьи 45 Конституции
РСФСР, согласно которой права авторов охраняются
государством.
В этой ситуации охрана прав авторов
не только не гарантируется, но напротив,
создаются условия для их нарушений.
Охрана государством прав авторов
находится в прямой зависимости от соблюдения
одного из конституционных принципов
экономической системы Российской Федерации,
согласно которому государство обеспечивает
развитие рыночного механизма, не допускает
монополизма (часть вторая статьи 17 Конституции
РСФСР). Реализация предписаний рассматриваемого
постановления, а также положений Устава ВАПП
привела бы к нарушению названного принципа.
Изложенные в постановлении причины
и цели создания ВААП, некоторые положения Устава
свидетельствуют о том, что эта организация
призвана совмещать властные управленческие и
коммерческие функции, т. е. создаются особые
условия для ее хозяйственной деятельности.
Другие организации лишаются возможности
конкурировать с ВААП, на равных условиях
бороться за рынок, за авторскую клиентуру.
Ограничивается сама возможность возникновения
таких организаций. Это может привести к снижению
качества и удорожанию обслуживания авторов,
особенно при защите их интересов за рубежом, а у
ВААП появляется возможность диктовать условия
своему клиенту-автору. Все это уже имело место в
деятельности бывших Всесоюзного агентства по
авторским правам и Государственного агентства
СССР по авторским и смежным правам. Повторение
подобной правовой ситуации означало бы снижение
гарантий соблюдения конституционных норм о
защите государством авторских прав.
Создание на базе бывшего
Государственного агентства СССР по авторским и
смежным правам общественного объединения для
"продолжения деятельности по обеспечению
интересов авторов на территории Российской
Федерации, в том числе и по выполнению
международных обязательств в сфере охраны
авторских прав" предполагает выполнение ВААП
некоторых функций, присущих государственным
органам. Это подтверждает и содержание Устава
ВААП. Само по себе осуществление подобных
функций каким-либо общественным объединением
при делегировании их правомочным
государственным органом допустимо. Но Президиум
Верховного Совета Российской Федерации таких
полномочий не имеет.
Таким образом, Президиум
Верховного Совета Российской Федерации, приняв
постановление от 3 февраля 1992 года, допустил
отступления от статей 7, 49,113 и 114 Конституции
РСФСР, создал предпосылки для нарушения части
второй статьи 17 и части второй статьи 45
Конституции РСФСР.
На основании изложенного,
руководствуясь частью четвертой статьи 6,
пунктом 2 части первой и частью второй статьи 64
Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР",
Конституционный Суд Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
Признать
постановление Президиума Верховного Совета
Российской Федерации от 3 февраля 1992 года № 2275-1
"О Всероссийском агентстве по авторским
правам" не соответствующим Конституции РСФСР
по содержанию норм, по характеру затронутых в нем
вопросов, с точки зрения установленного в
Российской Федерации разделения
законодательной и исполнительной властей и с
точки зрения закрепленного Конституцией РСФСР
разграничения компетенции между высшими
органами государственной власти и управления
Российской Федерации.
Согласно статьям 49 и 50 Закона РСФСР
"О Конституционном Суде РСФСР" настоящее
постановление вступает в силу немедленно после
его провозглашения, является окончательным и
обжалованию не подлежит.
Согласно части второй статьи 65
Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР"
с момента вступления в силу настоящего
постановления признаются недействующими
положения других актов, основанные на
постановлении Президиума Верховного Совета
Российской Федерации от 3 февраля 1992 года № 2275-1
"О Всероссийском агентстве по авторским
правам".
Согласно части пятой той же статьи
правоотношения, оформившиеся на основании
данного постановления Президиума Верховного
Совета Российской Федерации, приводятся к
состоянию, существовавшему до его применения.
Согласно части первой статьи 84
Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР"
настоящее постановление подлежит опубликованию
в "Ведомостях Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации" не позднее чем в
семидневный срок после его изложения, а также во
всех печатных изданиях, где было опубликовано
постановление Президиума Верховного Совета
Российской Федерации от 3 февраля 1992 года № 2275-1
"О Всероссийском агентстве по авторским
правам".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин
Секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.Рудкин
№ 4-П |