![]() |
103132,
Москва |
Именем
Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинского областного суда о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” |
город Москва |
4 октября 2001 года |
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” предварительное изучение запроса Сахалинского областного суда, у с т а н о в и л : 1. В производстве Сахалинского областного суда находится дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Сахалинской области от 12 июля 1999 года “О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области на регистрацию актов гражданского состояния”, как не соответствующего пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 “Об актах гражданского состояния”, согласно которому государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании данного Федерального закона. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Сахалинский областной суд утверждает, что отношения по государственной регистрации актов гражданского состояния являются прежде всего предметом регулирования гражданского законодательства, отнесенного Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации; вместе с тем институт регистрации актов гражданского состояния может регулироваться семейным либо административным законодательством, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, по мнению заявителя, имеется неопределенность в вопросе о соответствии названной нормы статьям 11 (часть 3), 71 (пункт “о”), 72 (пункт “к” части 1), 77 и 78 Конституции Российской Федерации. 2. Гражданское законодательство, которым регулируется институт актов гражданского состояния, находится в ведении Российской Федерации (пункт “о” статьи 71 Конституции Российской Федерации). Именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формах актовых книг и свидетельств, о порядке и сроках хранения актовых книг на основании закона об актах гражданского состояния (пункт 4 статьи 47 ГК Российской Федерации), а также исчерпывающий перечень актов гражданского состояния — рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (пункт 1 статьи 47 ГК Российской Федерации). Тем самым обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений. Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 954 “Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации” (в редакции от 8 июня 2000 года № 1080) возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. Административное и административно-процессуальное законодательство, согласно статье 72 (пункт “к” части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Административным законодательством регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, в том числе в процессе создания и организации деятельности таких регистрационных органов, как органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Следовательно, организация и деятельность органов записи актов гражданского состояния (системы этих органов) регламентируется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации). Федеральным законом от 24 июня 1999 года “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации” установлено, что по вопросам, отнесенным статьей 72 (часть 1) Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти (пункт 1 статьи 12). Таким законом и является Федеральный закон “Об актах гражданского состояния”. Таким образом, утверждение Сахалинского областного суда о том, что пункт 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” не соответствует положениям статей 11, 71, 72, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, лишено правовых оснований. Вопрос же о соотношении федерального закона и закона субъекта Российской Федерации не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации о п р е д е л и л : 1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Сахалинского областного суда в связи с тем, что разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно. 2. Определение по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит. 3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в “Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации”. Конституционный Суд |