официальный сервер
http://ks.rfnet.ru

gerb (2,61k)

103132, Москва
ул.Ильинка д.21

Именем
Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по запросу Московского областного суда о проверке конституционности статьи 421 УПК РСФСР

город Москва

13 апреля 2000 года


   
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.М.Данилова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” предварительное изучение запроса Московского областного суда,

у с т а н о в и л :

1. Дело по обвинению гражданина А.К.Ганне и других в совершении в составе банды на территории Московской области похищения человека и на территории города Москвы — ряда убийств при отягчающих обстоятельствах, предварительное следствие по которому завершено следственными органами города Москвы, на основании части третьей статьи 42 УПК РСФСР было направлено прокурором для рассмотрения в Московский городской суд.

Учитывая, что по окончании предварительного следствия обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, судья Московского городского суда направил дело в Верховный Суд Российской Федерации для передачи его в Московский областной суд в порядке статьи 44 УПК РСФСР. По мнению судьи, поскольку преступление, совершенное обвиняемым на территории Московской области, указано в статье 36 УПК РСФСР как подсудное краевому, областному, городскому суду, и, следовательно, в соответствии со статьей 421 УПК РСФСР он вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а на территории города Москвы такой суд не создан, дело должно быть передано на рассмотрение Московского областного суда, где действует коллегия присяжных заседателей.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации, отклонив протесты заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, согласились с решением судьи Московского городского суда, и дело было передано для рассмотрения в Московский областной суд.

Судья Московского областного суда Н.И.Валикова, в производстве которой находится дело, полагая, что часть первая статьи 421 УПК РСФСР, в соответствии с которой по ходатайству обвиняемого суд присяжных в краевом, областном, городском суде рассматривает дела о преступлениях, перечисленных в статье 36 данного Кодекса, по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, противоречит статье 47 Конституции Российской Федерации, обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке ее конституционности.

2. Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. В силу указанных требований подсудность дел должна определяться законом, закрепляющим критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком конкретно суде подлежит рассмотрению то или иное уголовное дело. Это позволило бы суду и участникам процесса избежать неопределенности в данном вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, используя дискреционное полномочие правоприменительного органа или должностного лица, то есть определять подсудность дела не на основании закона.

В соответствии с данной правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 16 марта 1998 года по делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР и от 2 февраля 1999 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов, касающихся производства в суде присяжных, передача дел Верховным Судом Российской Федерации из одного суда в другой в порядке статьи 44 УПК РСФСР может осуществляться лишь в рамках судебной процедуры и при наличии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом, и правил определения другого компетентного суда. Действующее законодательство не предусматривает ни таких оснований, ни порядка передачи дела в другой суд при отсутствии коллегии присяжных заседателей в суде, к территориальной подсудности которого отнесено дело. Следовательно, применение в этих случаях статьи 44 УПК РСФСР являлось бы нарушением статьи 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Территориальная подсудность уголовных дел определяется статьями 41 и 42 УПК РСФСР, в соответствии с которыми дело подлежит рассмотрению в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление, а если оно по тем или иным основаниям подсудно нескольким одноименным судам — в том суде, в районе деятельности которого было закончено предварительное следствие. Названные статьи УПК РСФСР включены в раздел первый “Общие положения” и, следовательно, применяются и для определения подсудности при производстве по делам, рассматриваемым судом присяжных.

Согласно статье 420 УПК РСФСР рассмотрение дел с участием коллегии присяжных заседателей в судах, а также на территориях, определяемых Верховным Советом Российской Федерации, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными разделом десятым УПК РСФСР и общими правилами уголовного судопроизводства в Российской Федерации, которые не противоречат положениям данного раздела. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР, Уголовный Кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” раздел десятый УПК РСФСР введен в действие на территориях лишь девяти субъектов Российской Федерации. Принимая такое решение, законодатель, учитывая обстоятельства организационного, материального и технического характера, исходил из поэтапности введения суда присяжных в ходе судебной реформы, что признано Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации (постановление от 2 февраля 1999 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов, касающихся производства в суде присяжных).

В определении от 31 мая 1999 года о прекращении производства по делу о проверке конституционности статьи 420 УПК РСФСР Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на ранее сформулированных им правовых позициях, указал, что установление сроков, порядка и процессуальных механизмов введения суда присяжных по делам о преступлениях, за которые в качестве меры наказания не предусмотрена смертная казнь, составляет компетенцию законодателя.

Отсюда следует, что часть первая статьи 421 УПК РСФСР не может рассматриваться как отменяющая, изменяющая или дополняющая положения статей 41 и 42 УПК РСФСР, определяющие территориальную подсудность уголовных дел. Иное ее истолкование, по смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года, противоречило бы статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации принимает решения об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу (пункт третий части первой статьи 43 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”). Поскольку в сохраняющих свою силу постановлениях от 16 марта 1998 года и 2 февраля 1999 года Конституционным Судом Российской Федерации уже выражена правовая позиция, исходя из которой может быть разрешен вопрос, поставленный судьей Н.И.Валиковой, ее запрос не может быть принят к рассмотрению как не отвечающий критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Конституционно-правовой смысл положений статей 41, 42, 420 и 421 УПК РСФСР, выявленный в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 года и от 2 февраля 1999 года и в основанных на них определении от 31 мая 1999 года и настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

о п р е д е л и л :

1. Конституционно-правовой смысл положений статей 41, 42, 420 и 421 УПК РСФСР, согласно которому передача уголовных дел из одного суда в другой может осуществляться лишь при наличии указанных в самом процессуальном законе, определяющем территориальную подсудность, точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде, к территориальной подсудности которого оно отнесено законом, и правил определения другого компетентного суда, выявленный в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 года и от 2 февраля 1999 года, а также в основанных на них определении от 31 мая 1999 года и настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Отказать в принятии к рассмотрению запроса судьи Московского областного суда Н.И.Валиковой, поскольку для разрешения поставленного ею вопроса не требуется вынесения итогового решения в виде постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 100 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” принятые по делу гражданина А.К.Ганне и других судебные постановления подлежат пересмотру в установленном законом порядке.

4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Конституционный Суд
Российской Федерации

№ 69-О