Материалы заседания Совета Федеральной палаты адвокатов

30.09.2006

Материалы заседания Совета Федеральной палаты адвокатов 02.03.2006

«О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДВОКАТАМИ И АДВОКАТСКИМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Р Е Ш Е Н И Е

Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации
                                                         

Заслушав и обсудив информацию Президента ФПА РФ Семеняко Е.В. и члена Совета ФПА РФ Нилус Г.Н. об общих рекомендациях по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах-членах Европейского Союза, Совет Федеральной палаты адвокатов

Р Е Ш И Л:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации  по осуществлению адвокатами  и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах-членах Европейского Союза.

2. Опубликовать настоящее решение и «Рекомендации по  осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах-членах Европейского Союза» в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

3. Направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

           
            Президент Федеральной палаты адвокатов
            Российской Федерации
            Е.В. Семеняко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Члена Совета ФПА РФ Нилус Г. Н. к решению Совета ФПА РФ «О рекомендациях по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах-членах Европейского Союза»

В 2005 году в Федеральную палату Российской Федерации поступили предложения от Парижской коллегии адвокатов и Общества юристов Англии и Уэльса о выработке рекомендаций по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах-членах Европейского союза. В связи с этим ФПА РФ выработала такие рекомендации с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, действующих в сфере предмета рекомендаций*, а так же положений Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества**, положений Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; зарубежного правотворческого опыта в этом виде адвокатской деятельности, а именно: положений Внутреннего Регламента Парижской Коллегии адвокатов, положений» Условий заключения соглашения органического соответствия между парижским офисом и иностранным офисом», положения Закона о Судах и Юридических услугах 1990 года (Великобритания).

 Содержание Рекомендаций составляют:

  • дефиниции международной адвокатской деятельности и субъектов такой деятельности (адвокаты, адвокатские образования российской Федерации, иностранные адвокатские образования);
  • основания, формы и рекомендуемые условия осуществления адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности.


 
* Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года в Нью-Йорке).

** нацеленного на приведение национальных деонтологических правил и правил профессиональной практики в соответствие с его приложениями. В соответствии с положениями статьи 1 Кодекса профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 21 января 2003 года) российские адвокаты  вправе в своей деятельности руководствоваться нормами и правилами указанного Общего Кодекса постольку, поскольку эти правила не противоречат законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре и положениям российского Кодекса профессиональной этики адвоката.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах-членах Европейского Союза

1. Настоящие Рекомендации устанавливают общие правила рекомендательного характера  по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной  адвокатской деятельности в странах-членах Европейского Союза.

2. Применительно к данным Рекомендациям  понятие международная адвокатская деятельность включает в себя профессиональные контакты адвокатов и адвокатских образований Российской Федерации с  адвокатскими образованиями, зарегистрированными в  любой из стран-членов Европейского Союза исключительно для осуществления адвокатской деятельности (далее именуются иностранные адвокатские образования) в формах, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Рекомендаций.

3. Адвокаты Российской Федерации вправе осуществлять международную адвокатскую деятельность в любой из стран-членов Европейского Союза, как индивидуально, так и в качестве  партнера, учредителя, участника, акционера в иностранном адвокатском образовании, а также путем стажировок в любых  иностранных адвокатских образованиях  в соответствии с законами, правилами профессионального поведения и стандартами оказания юридических услуг страны осуществления деятельности и в соответствии  с положениями Общего Кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества, если эти законы, правила и стандарты не противоречат законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации и положениям Кодекса профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003г.).

Работа адвокатов Российской Федерации в иностранных адвокатских образованиях в качестве работника - неадвоката не допускается.

4. Адвокатские образования Российской Федерации вправе осуществлять международную адвокатскую деятельность в любой из стран-членов Европейского Союза в качестве  партнера, учредителя, участника, акционера в иностранном адвокатском образовании, путем создания своих зарубежных филиалов, а также путем заключения двухсторонних соглашений о транснациональном сотрудничестве с любыми иностранными  адвокатскими образованиями в соответствии с законами, правилами профессионального поведения и стандартами оказания юридических услуг страны осуществления деятельности и в соответствии с положениями Общего Кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества, если эти законы, правила и стандарты не противоречат законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации и положениям Кодекса профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003г.).

5. Адвокаты и адвокатские образования Российской Федерации, осуществляющие  международную адвокатскую деятельность в любой из стран-членов Европейского Союза в любой из форм, перечисленных в пунктах 3 и 4 настоящих Рекомендаций, направляют в соответствующий совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате/ адвокатском образовании Российской Федерации и  соответствующем иностранном адвокатском образовании, включая их место нахождения и порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи с ними, а также  сведения о конкретной форме/формах осуществления международной  адвокатской  деятельности. Указанные сведения об адвокатах/адвокатских образованиях Российской Федерации, осуществляющих международную адвокатскую деятельность, вносятся в региональный  реестр  адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Порядок регистрации в специальном реестре адвокатов и адвокатских образований Российской Федерации, осуществляющих международную адвокатскую деятельность, а также  порядок его ведения определяются решением совета  адвокатской палаты  субъекта Российской Федерации.

6. Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 февраля  направляет в Федеральную палату Российской Федерации копию регионального реестра об адвокатах и   адвокатских образованиях Российской Федерации, осуществляющих международную адвокатскую деятельность, которые размещаются на  веб-сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

7. Передача  адвокатом/адвокатским   образованием Российской Федерации иностранному адвокату, иностранному адвокатскому образованию полномочий по выбору доверителей, оказанию им на территории Российской Федерации юридической помощи, по управлению российским адвокатским образованием, постоянному использованию его служебного помещения, выбору учредителей и партнеров этого адвокатского образования, по определению порядка и условий их приема и выхода из состава учредителей и партнеров, определению размеров вознаграждения адвокатов и расходов, связанных с исполнением поручения, а также полномочий по осуществлению любых других вопросов адвокатской деятельности не допускается.
 
***

ИНФОРМАЦИЯ
члена Совета ФПА РФ заместителя председателя Комиссии ФПА РФ по взаимодействию с органами государственного управления по вопросам налогообложения и финансирования оплаты труда адвокатов О.Н. Ануфриевой на заседании Совета ФПА РФ 2 марта 2006 года

1. Касательно вопроса о бюджетной классификации
С помощью наших бывших коллег – нынешних депутатов удалось реализовать в жизнь первую из задач, поставленных Вторым Всероссийским съездом адвокатов в Резолюции № 3, основной идеей которой является закрепление за Федеральной палатой адвокатов статуса бюджетополучателя по средствам, выделяемым государством на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.  Дело в том, что раньше при конституционном закреплении соответствующего обязательства государства в бюджетной классификации не существовало самостоятельного вида расходов, а соответствующие средства на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью были затеряны среди «ведомственных» средств. С 26 декабря 2005 года вступил в силу Федеральный закон № 176-ФЗ от 22 декабря 2005 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации», одной из норм которого введен новый код расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации «071 - Средства на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и суда в уголовном судопроизводстве». Несмотря на то, что порядок оплаты труда адвоката по назначению пока изменений не претерпел, теперь мы можем оперировать реальными, а не виртуальными цифрами.

Однако, следует констатировать тот факт, что на сегодняшний день адвокатура не готова к решению основной задачи по наделению ФПА статусом бюджетополучателя. Для этого, в первую очередь, необходимо создать и наладить эффективно и оперативно работающую прозрачную систему учета всего объема помощи, оказываемой адвокатами по всей России. Налаживание такой системы имеет огромное значение, поскольку за каждый рубль бюджетных средств ФПА предстоит отчитываться перед государством.
 
2. Касательно вопроса о правилах бухгалтерского учета
В настоящее время совместно с Министерством финансов РФ ведется работа по подготовке методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в адвокатских образованиях. Данные рекомендации будут содержать рекомендации по отражению операций по основной уставной непредпринимательской деятельности образований. В указанные рекомендации планируется включить такие основные вопросы как примерный рабочий план счетов, порядок отражения операций по основным хозяйственным операциям, порядок учета имущества и обязательств, порядок отражения внутрихозяйственных расчетов (для образований, имеющих структурные подразделения) и т.п. Также данные рекомендации будут включать в себя адаптированную к адвокатской деятельности форму книги доходов и расходов для адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатских кабинетах. 

3. Касательно бланков строгой отчетности для адвокатских образований.

Решением Совета утвержден проект формы квитанции по приему наличных денежных средств, вносимых доверителями в кассу адвокатского образования. На сегодняшний день адвокатские образования (включая адвокатские кабинеты) при осуществлении наличных расчетов с доверителями – физическими лицами освобождены от обязанности использовать контрольно-кассовую технику при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

До сих пор адвокатура пользовалась формой квитанции, утвержденной для Федеральной службы лесного хозяйства РФ (письмо МФ РФ от 20.04.95 № 16-00-30-35) на основании письма Министерства юстиции РФ от 23.01.96 № 09-17-29-96. Несмотря на это, существуют противоречивые письма налоговых органов, во многих из которых выражено мнение, что адвокатура не имеет права пользоваться данной формой квитанции (письмо МНС РФ от 24.08.2004 № 33-0-09/524). Однако другая часть писем налоговых органов, а также одно из последних писем Минфина РФ признают право адвокатских образований использовать данную форму квитанции (письмо МНС РФ от 17.12.2004 № 22-3-21/1934, письмо МФ РФ от 17.11.2005 № 08-04-14/8184).

Необходимость утверждения собственной формы бланка строгой отчетности возникла в связи с тем, что все ранее утвержденные формы бланков действуют только до 1 января 2007 года.

(Постановление Правительства РФ от 31.03.2005 г .№ 171)